Штурвал и краски. Как внук Айвазовского стал летчиком-испытателем №1

Константин был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами. © / Public Domain

Главный зал Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе украшает панно с изображением самолета, скользящего по небу. Его в свое время расписал Константин Константинович Арцеулов, человек удивительных талантов, который за что бы ни брался, везде становился одним из лучших в своем деле. 

   
   

Генетики сказали бы, что он обладал прекрасной наследственностью. В его жилах текла кровь представителей двух выдающихся семей. Со стороны матери он был внуком художника-мариниста Ивана Айвазовского, со стороны отца – последователем династии кораблестроителей и морских офицеров. Его дед Николай Арцеулов был старшим судостроителем Петербургского порта, создателем первых броненосных кораблей Российского императорского флота. Двое его детей – дочь Любовь и сын Константин – связали свои судьбы с представителями мира искусства.  Любовь  Николаевна стала супругой русского писателя-мариниста Станюковича, а Константин Николаевич взял в жены Жанну Айвазовскую, дочь от первого брака художника и англичанки Юлии Гревс. Их сын  - маленький Константин Константинович – все свое детство провел в Феодосии, в доме знаменитого деда. На одной из семейных фотографий, мальчик сидит на коленях отца, рядом с известным дедом.

Семья Арцеуловых (На фото: Константин Арцеулов, сидит на руках своего отца Константина Николаевича Арцеулова, И. К. Айвазовский, внук Михаил Латри, стоит внук Александр Латри и Николай Арцеулов, в матросской форме.) Фото: Public Domain

С ранних лет сфера интересов мальчика была огромна. Он мечтал быть моряком,  и его родители прислушались к этому желанию. В 1905 году его отправили в Петербург в Морской корпус. Однако, через три года по состоянию здоровья Константина отчислили. Юноша решает попробовать стать художником, как и его дед. Несмотря на то, что он прилежно готовился к поступлению в Академию художеств, экзамен он не прошел.

Вернувшись в Крым, молодой человек начинает конструировать планеры, причем очень успешно. В результате в 1910 году Константин Арцеулов-младший все же вернулся в Петербург. Правда, он стал рабочим на авиационном заводе, где смог учится летать на аэропланах. Благодаря прилежности и врожденному таланту он уже через год получил звание пилота-авиатора.

Преднамеренный штопор

Когда началась Первая мировая война, 23-летний Константин ушел на фронт, где стал служить во фронтовом разведывательном авиаотряде. В военной Севастопольской (Качинской) школе молодой летчик и совершил настоящий прорыв в пилотировании - выполнил запрещенный прием, вошедший в историю как «штопор». Фактически Арцеулов ввел аэроплан «Ньюпор-XXI» в критический режим полёта. 24 сентября его воздушное судно начало снижаться по крутой нисходящей спирали с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. До этого летчики не были уверены, что такой приём возможно сделать преднамеренно. За несколько лет до этого, в августе 1912-го, британский авиатор Уилфред Парк случайно впервые повторил нечто похожее.  Произошло это, правда, из-за ошибки пилотирования. Его биплан Avro G на высоте 200 метров вошёл в левый штопор. Пытаясь погасить сильную продольную перегрузку, Парк полностью отклонил руль  в сторону, противоположную направлению вращения аэроплана. Когда, казалось, столкновение с землей было уже неизбежно, на высоте 15 метров, самолёт неожиданно вышел из штопора.

А-5 — планёр конструкции К. К. Арцеулова. Фото: Public Domain

Константин же стал первым в мире летчиком, преднамеренно повторившим опасный прием. Позже он начал учить других курсантов такому маневру, став руководителем класса истребителей севастопольской военной школы. 

Вираж судьбы

После Первой мировой уважение к Арцеулову только росло  в летных кругах. С приходом советской власти, он стал начальником летной части 1-й Московской высшей школы красвоенлетов. Одним из его учеников был Валерий Чкалов. Константину доверяли испытывать новые модели самолетов. Фактически он стал летчиком-испытателем №1.

   
   
После Первой мировой уважение к Арцеулову росло в летных кругах. Фото: Public Domain

Несмотря на получение звания заслуженного летчика СССР в 1930-х годах, он неожиданно  оказался в опале. В 1933-м был осуждён к высылке в Архангельск, где стал работать мотористом на катере.

Лишь в 1937 году закончился срок его ссылки, однако на протяжении 10 лет он оставался «пораженным в правах»: до 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 году - в Москве.

Большой перерыв в летном стаже сказался на нем. В столице он решил забыть о небе и переключиться на рисование. Он стал сотрудничать с несколькими издательствами. Его работы печатались в журналах «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Всего с его рисунками вышло около 50 книг. Так легендарный летчик стал членом Союза художников СССР.

Умер он в возрасте 89 лет, прожив долгую, яркую жизнь, которая была полна виражей и фигур высшего пилотажа.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.