21 июля 1804 года в России был принят самый либеральный закон о цензуре за всю историю имперской и советской России. По сути, устав был составлен в духе либерально-демократических реформ уже нашего времени - начала 1990-х годов.
Довести до конца прогрессивные идеи автору-реформатору Александру I было не суждено. Вскоре после победного окончания Отечественной войны 1812 года, либеральный вектор преобразований сместился в консервативную сторону. Цензурный устав, как и многие другие благие начинания, строго пересмотрели.
Цензура в Киевской Руси
Контроль власти за тем, что печатается, о чем говорится и поется со сцены, и что показывается в кино, начался задолго до появления первых официальных законов, и даже задолго до появления Московского государства, не говоря уже о Российской империи. Первым цензором всей пишущей и печатной продукции в России была Русская православная церковь. Еще во времена Киевской Руси церковь ревностно следила за тем, чтобы в литературе не отступали от церковных догматов и священных текстов.
Осмелившихся на подобные дерзкие поступки отцы церкви гневно клеймили еретиками. Принятый в 1551 году «Стоглав» стал первым цензурным документом на Руси. Цензуре в то время подвергались не только написанные от руки или напечатанные книги, но и ранний жанр народного творчества – лубочные картинки, сегодня такие рисованные истории называют комиксами. Из-за массовой неграмотности в России долгие годы лубочные картинки были чуть ли не единственной возможностью донести до широких масс просто и понятно нужную информацию. Первыми сюжетами лубочных картинок были религиозные, за малейшее отступление от канонов на них церковь строго наказывала. Позже на лубках стали рисовать и политическую сатиру, за подобными сюжетами уже внимательно следило правительство.
Царская цензура
С распространением светского книгопечатания во времена Петра I интерес к тому, что содержится в книгах, газетах и журналах стала проявлять и власть. Вплоть до середины XVIII века цензуру осуществляли непосредственно императоры России, до конца века — Синод, Сенат и Академия наук, а начиная с XIX века — Министерство народного просвещения и его преемник в делах цензуры — Министерство внутренних дел.
При Петре надзор за информацией в России стал системным. Духовный регламент, деятельность Изуграфской палаты – главной обязанностью этих институтов был контроль над мыслями и чувствами людей. Император самолично редактировал первую печатную газету России «Ведомости». Несмотря на то, что цензура приобрела светский характер, церковь продолжала следить за «неугодной» литературой. В 1743 году Священный синод Русской православной церкви запретил ввоз из-за границы книг, напечатанных на русском языке, а также перевод иностранных книг.
Ослабить жесткие цензурные законы Елизаветы Петровны удалось только в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II. В эти годы вновь разрешили ввозить книги из-за границы, печатать на территории России книги иностранным поданным. Указ о «вольных типографиях» разрешил заниматься издательской деятельностью частным лицам. При общем либеральном духе, во времена Екатерины контроль за вольнодумством в литературе, журналистике, музыке и театре не прекратился. Именно в это время на помощь цензурным делам пришла полиция, поощряющая доносительство. А в 1796 году появилась профессия цензора. Основное влияние на ужесточение полицейского надзора за вольнодумством в средствах массовой информации и книгах оказали события Великой французской революции. Под запрет попали многие частные типографии. Ярким примером ужесточения цензурной политики стал ссылка в 1790 году русского писателя Александра Радищева за его сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», закрытие в 1792 году книгоиздательства журналиста Николая Новикова.
Сын Екатерины Павел I хоть и не стремился в государственном управлении походить на мать, в деле контроля за информацией от нее не отступал. При его правлении в Москве и Петербурге создавались цензурные комитеты, а в 1800 году в России вновь запретили ввозить иностранные книги. Павел внес в дело русской цензуры и много нового. По его инициативе в назидание цензорам был составлен словарь «вредных» слов, недопустимых в печати. Вместо «гражданин» в его времена, например, следовало говорить и писать «житель».
«Дней александровых прекрасное начало»
Александр Пушкин в этих строках точно выразил ранний этап правления молодого императора Александра I, вступившего на трон после очередного, последнего из череды государственных переворотов XVIII века. В соответствии с желанием императора в 1804 году в России был учреждён первый цензурный устав, который впервые строго регламентировал всю издательско-типографскую деятельность в государстве — с момента подачи автором рукописи издателю и до выхода из типографии готового тиража.
Александр Павлович не совершил в деле цензуры революции, не отменил ее вовсе. Выпуск книг, газет и журналов по-прежнему контролировался. Но именно при нем цензорам вменялось в обязанность трактовать в пользу автора те места в тексте, которые имели двойной смысл. Основная роль в осуществлении цензуры была передана университетам. При Московском, Дерптском, Виленском, Казанском и Харьковском университетах были созданы специальные цензурные комитеты. Цензорами становились непосредственно деканы. При цензурных конфликтах арбитром выступал Совет университета. Обжаловать решение университетской цензуры можно было в Главном правлении училищ, ставшем высшей инстанцией по делам цензуры.
По мнению исследователей, именно передача цензурного дела университетской профессуре и отстранение от этих дел полиции, сделали устав Александра I самым благоприятным для развития русской литературы. Окончательно изменить эту политику смог утверждённый императором Николаем I в 1826 году новый цензурный устав, существенно ужесточивший контроль за выпуском литературы.