«Стыдно за мою страну». Почему финны плачут, посещая российские госпитали

Журналист Кости Хейсканен старается разрушить «страшилки» зарубежных СМИ о России. © / Из личного архива

На прошлой неделе в Санкт-Петербург прибыл «поезд дружбы» – группа финских туристов, политиков и ученых, которые специально приехали в Россию, чтобы увидеть, как на самом деле живет сейчас наша страна.

   
   

Почему в наши дни приходится возрождать ушедшие в прошлое практики, что происходит с финским обществом и почему финны плачут, посещая госпиталь с ранеными российскими солдатами, – spb.aif.ru рассказал организатор поездки, журналист и общественный деятель Кости Хейсканен.

Досье. Кости Хейсканен.
Родился в 1978 году. Закончил Бизнес-школу в Финляндии. Сотрудничал с ведущими СМИ Германии и Финляндии. С 2004-го по 2021 г. являлся членом Союза журналистов Финляндии. После выхода из него вступил в Союз свободных журналистов (Toimittajaliito) Финляндии. Эксперт по туризму. Владеет 14 языками.

Ненужная правда

Сергей Хорошавин, SPB.AIF.RU: Кости, расскажите, пожалуйста, как возникла идея организации подобного «поезда дружбы»?

Кости Хейсканен: Наверное, начать надо издалека. Со своей биографии. Я по отцовской линии из финско-русской семьи (есть еще и немецкие корни), родился в Ленинграде, но с детства ощущал себя финном. Дома говорили по-фински, я с 13 лет так или иначе взаимодействовал и с финской диаспорой, и с финскими дипломатическими структурами – в качестве переводчика, да и просто приятельствовал, а в 18 лет уже переехал в Финляндию. Был фотографом, сотрудничал с финскими СМИ, почти 20 лет состоял в финском Союзе журналистов. Кроме того, занимался и организацией туристических туров в Россию.

Если помните, тогда был популярен так называемый «водка-туризм» – финны приезжали в Петербург автобусами, пили, как не в себя, и укладывались штабелями. Мы пытались изменить эту ситуацию, тогда и возникла идея «поездов дружбы» – таких тематических групп, которые приезжают в Россию для более культурного досуга, а также встречаются со своими российскими коллегами. Активно в этом смысле работали, например, с Военно-медицинской академией – финские курсанты, будущие военные врачи, с огромным интересом знакомились с российскими, обменивались практиками, в общем, все было, как полагалось в 1990-е, «мир-дружба-жвачка».

Потом я долгое время прожил в Германии, занимался журналистскими расследованиями – и тогда начал замечать, что со свободой слова на Западе что-то не так. Мои материалы, к примеру, про массовое употребление наркотиков депутатами бундестага или проблемы с мигрантами в печать не шли.

   
   

В Россию, после 9 лет отсутствия, я вернулся в апреле прошлого года, и был поражен теми изменениями, которые произошли у вас. Люди стали состоятельнее. Чистота, порядок. Москва и Петербург – понятно, это мегаполисы. Но я посетил Псков и был совершенно очарован – изящный, какой-то прямо кукольный город. Побывал в Тюмени и тоже был приятно удивлен. Финские и немецкие редакции просили у меня материалы из России, я честно рассказывал о своих впечатлениях, но в печать это не попадало.

С началом СВО все вообще стало плохо. Шансов пробиться в финскую прессу с минимально объективным рассказом о положении дел в России – невозможно, зато у меня оказалось очень много читателей в социальных сетях. А я всего-навсего делал «стримы» – гулял по Петербургу, заходил в магазины, показывал цены и прилавки. Финны не верили! Они были уверены, что Россия, как им и говорят, загибается под санкциями, здесь нечего есть, а жизнь остановилась. Много людей писали мне, что хотят приехать и своими глазами посмотреть на ситуацию, я организовал несколько групп, а потом на встрече с вице-губернатором Борисом Пиотровским родилась идея – организовать такой настоящий «поезд дружбы». Надеюсь, это станет первой трещиной в возведенной стене русофобии.

«Моей Финляндии больше нет»

– А что, на ваш взгляд, случилось с финнами? Мы привыкли считать их добрыми соседями: рациональными, конструктивными, честными. Но, кажется, этот образ финнов ушел в прошлое...

– С горечью констатирую, что это так. Моей Финляндии – той страны, которую я любил, в которой жили мои предки и родственники, сейчас уже нет. Я ее потерял. Безумная пропаганда льется на голову людям 24 часа в сутки. Забыты все принципы независимой журналистики. Финские СМИ просто ретранслируют украинскую и западную пропаганду. Никто не проверяет источники. Любые, самые очевидные антироссийские «фейки» подхватываются и тиражируются. Принцип того, что должно быть мнение всех участников конфликта, не соблюдается. Если высказывания россиян и цитируются, то выбираются самые глупые и неуклюжие. Опровержения уже разоблаченных фальшивок никогда не даются. Финские СМИ сформировали образ российского солдата, как варвара, убийцы и насильника, а поскольку россияне поддерживают свою армию, то логично, что следующим шагом таковыми объявляются и все россияне. И официальные лица уже не стесняются рассуждать на тему, что надо помогать украинцам убить как можно больше русских. Понятно, что эта политика заказана со стороны. Финляндия не самостоятельна. Но финский народ привык верить национальным СМИ, и мало кто осмеливается усомниться в том, что ему рассказывают. Люди, которые не то что поддерживают Россию, а просто выступают за нормальные добрососедские отношения, клеймятся как продажные «друзья Путина».

– И вы, наверное, тоже записаны в российские агенты?

– Разумеется. Большинство родственников прекратили со мной общаться, СМИ, с которыми я сотрудничал, больше не берут мои материалы. Мою квартиру в Берлине вскрыли – выбили дверь ногами и разорили неизвестные злоумышленники. Хотя, в общем-то, почему неизвестные. Догадаться, кто это мог сделать, легко. Сейчас в Германии очень много «ветеранов» ВСУ, бойцов «Азова» (террористическая группировка, запрещенная в России) – ведут они себя нагло, на полученные от Евросоюза (в том числе и от финнов) и разворованные средства скупают дорогие автомобили, отжимают бизнес. И никакого укорота немецкие власти им не дают. Примерно то же самое постепенно начинается и в Финляндии, под шарманку непрекращающейся антироссийской пропаганды.

Плакали в госпитале

– Но, судя по тому, что финны едут в нашу страну, все-таки не все верят услышанному?

– Конечно, ведь информация поступает сейчас из множества источников. Есть интернет. Есть знакомые, друзья и родственники. Летом мы принимали несколько групп из Финляндии, которые привозили, в том числе, гуманитарную помощь для раненых российских солдат. Особенно в ней нуждались бойцы ДНР и ЛНР, поступавшие в госпитали иногда в прямом смысле слова голые. Они же не снабжались из российского Минобороны. И мы, по старой памяти, передавали эти грузы в Военно-медицинскую академию, помогали ребятам, встречались с ними. И финны, посещавшие раненых, плакали после этих встреч. Им было стыдно за ту политику, которую проводит Финляндия. Они лично убеждались, что эти солдаты совершенно не похожи на тех зверей, которых рисует западная пропаганда.

Финны привозят гуманитарную помощь в госпитали. Фото: Из личного архива

– А нынешний «поезд дружбы» посещал госпиталь?

– Нет, поездка изначально позиционировалась как информационно-туристическая. В группе оказались самые разные люди – это и пожилые бабушки, их внуки-школьники, которые изучают русский язык. Есть профессора, есть представители некоторых политических партий, желающие своими глазами посмотреть на настоящую ситуацию в России. Надо отметить, что организовать поездку оказалось нелегко. Изначально планировали поехать примерно 70 человек, но 20 из них по разным причинам, в том числе и из-за поступающих угроз, от этой идеи отказались. Российская бюрократия тоже проявила себя во всей красе – еле-еле успели всей группе сделать визы. Пришлось чуть ли не на уровень Марии Захаровой выходить. И это большая проблема вашей страны – на самом деле интерес европейцев к России огромный. Многие хотели бы приехать сюда как туристы. Но немало и тех, кто готов всерьез рассмотреть вопрос переезда на постоянное место жительство.

А это и деньги, и идеи, и технологии, которые привозят с собой переселенцы. Однако сейчас пройти этот путь, преодолеть все бюрократические преграды крайне сложно.

– «Поезд дружбы» – разовая акция?

– Мы уже работаем над формированием следующих групп. Интересуются такими поездками не только финны. У нас есть заявки из Германии, Италии, Испании, США. И даже есть один австралиец. Я всерьез рассчитываю, что наша инициатива, то, что в советское время (видите, что приходится вспоминать?) называлось «народная дипломатия», пробьет бреши в железном занавесе лжи и пропаганды, которым Запад пытается окружить Россию. Люди своими глазами увидят, что русские – это не демоны с рогами. Хотя бы просто познакомятся с точкой зрения России на украинский конфликт. И перестанут верить в ту дезинформацию, которой их потчуют на родине.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.