Своих не бросаем. Как волонтёры и обычные граждане помогают фронту

Волонтёрство стало чем-то больше увлечения или обычной общественной деятельности. © / из личного архива героев публикации

Предприниматель Евгений Голуб является одним из учредителей организации волонтёров, которая уже на протяжении десяти лет помогает беженцам Донбасса с поставками гуманитарной помощи, а российским бойцам отправляет необходимое в бою снаряжение. Нередко приходится включать смекалку, чтобы, например, из «Нивы» сделать тачанку, а из морского контейнера – полевую баню.

   
   

Помогли кондитеры

Евгений родился и вырос в небольшом городе Луга под Петербургом. Закончил военный институт, затем открыл своё дело. В 2014 году на юго-востоке Украины началась «Русская весна» – восстание жителей Донецка и Луганска против антиконституционного режима, захватившего власть в Киеве. Армии ДНР и ЛНР попросили о помощи российские регионы, беженцы от бомбёжек нуждались в продуктах и медикаментах. По словам Евгения, его семья не могла остаться в стороне.

«Мой брат сразу отправился служить в одном ряду с бойцами Донбасса. А я решил, что тоже должен помогать своими силами. Кинул клич среди предпринимателей, чтобы объединились и помогли кто чем может. И это сработало. У кого-то было своё производство консервов, другие выпускали детское питание. Вскоре нас собралась целая команда», – рассказывает Евгений Голуб.

Число неравнодушных росло. Со временем возникло общественное объединение «Своих не бросаем», одним из лидеров которого выступил Евгений. Предприниматели выделяли средства на покупку всего необходимого, а волонтёры закупали и отправляли солдатам берцы, военную форму, тепловизоры и квадрокоптеры.

В 2022 году началась специальная военная операция, и с тех пор волонтёрство заняло главное место в жизни Евгения. На второй план отошли и работа, и семья. Волонтёров ждали люди, которые уже знали команду Голуба, и верили, что их не оставят.

«Мы одни из первых в стране начали ездить к границе с конвоем гуманитарной помощи, – рассказывает Евгений. – Когда про это узнали в других регионах, нам стали привозить передачи для мужей, отцов. Сегодня в Белгород отправляется сразу по несколько доверху загруженных «газелей».

Однажды десять местных кондитеров приготовили партию десертов. За полчаса через соцсети распродали торты, пирожные, а вырученные средства отправили военным. Те смогли купить недостающие комплекты спецодежды и тепловизоры. Местные пенсионерки шьют балаклавы, плащи, носки и рукавицы, а школьники – плащи-палатки и мешочки для них. Всё это добро передают нам, и мы отправляем нашим бойцам».

   
   
«Мы одни из первых в стране начали ездить к границе с конвоем гуманитарной помощи». Фото: из личного архива героев публикации

Тачанка XXI века

Однажды командиры на СВО рассказали волонтёрам о нехватке легковушек для быстрого перемещения бойцов на поле боя. Вернувшись домой, Евгений вместе с товарищами стали лазить по сети в поисках объявлений о продаже подержанных пикапов. Но цены на такие машины сильно кусались.

«И тут нас осенило: а почему бы не переделать отечественную «Ниву» в пикап? – вспоминает Евгений. – Импортные машины не такие маневренные. Ещё во время войны в Югославии «натовцы» вязли в песке и земле на своих внедорожниках. А наши машины – рабочие лошадки, они шустрые, надёжные и легко ремонтируются».

Первый автомобиль отыскали на популярном сервисе объявлений. Затем провели «тюнинг» транспортного средства, чтобы приспособить её к боевым задачам. Евгений с товарищами работали в ангаре по принципу конвейера: кто-то спиливает крышу, другой красит корпус в зелёный маскировочный цвет.

Автомобиль постарались максимально облегчить, ведь многие детали будут только мешать в условиях СВО. Из салона убрали сигнализацию, обшивку на потолке и подлокотники.

«Человеку с оружием и в бронежилете нужно больше места, чтобы разместиться в салоне, – говорит Евгений. – Ещё важно, чтобы он смог быстро выпрыгнуть из автомобиля и не запутаться в проводах. Поэтому всё лишнее – на выброс. Спиленную сзади кабину закрыли листом металла, приварили по бокам ручки, чтобы удобно было держаться во время езды. Получился такой современный вариант тачанки. Можно и пулемёт установить, и даже ракетницу».

Идея быстро стала популярной, и жители Петербурга и Ленобласти стали дарить волонтёрам свои подержанные автомобили. Вскоре умельцы научились «тюнинговать» и «буханки». По словам Евгения, они пригодились для доставки продуктов, лекарств и для перевозки личного состава.

«Однажды нам передали автомобиль, который бывший хозяин ласково называл «Лунтик». Это прозвище прижилось и у нас. Перед отправкой на СВО «Лунтик» прошёл испытания на прочность в карьере. Проверили его понижающие передачи, тормозную систему – всё работало безотказно. Теперь он отважно служит армии», – рассказал Евгений.

Фото: из личного архива героев публикации

«Лёгкого пара!»

Новый виток волонтёрского движения случился этим летом после событий в Курской области. Команда Евгения снова оказалась в числе первых, кто добрался до курского «Домика добрых дел» с конвоем гуманитарной помощи. Только отвезли первую партию – сразу начали собирать новую. И так – беспрерывно.

«Сначала была нехватка детских шампуней и прочих гигиенических принадлежностей, – рассказывает Евгений. – Потом стало понятно, что в продуктовой корзине не хватает колбас, сосисок, детского питания. Одно из медицинских учреждений Курской области сразу после всех событий буквально за сутки перепрофилировалось в военный госпиталь. Возникла нехватка медикаментов. Мы нашли поставщиков в Петербурге, которые передали катетеры, хирургические приборы и так далее. В августе в Курск отправили четыре конвоя».

А ещё умельцы научились мастерить мобильные бани для военных. В обычный морской контейнер установили печку, обеспечили теплоизоляцию, сделали обшивку внутренней части, электропроводку – и получилась настоящая русская баня.

«Все наши военнослужащие, кто побывал в отпуске, обязательно упоминали наши мобильные бани, как одно из самых тёплых фронтовых воспоминаний, – говорит Евгений. – Вот и сейчас готовим к отправке уже девятую по счёту. И пусть этот «лёгкий пар» доедет до наших бойцов поскорее. Именно такого пара мы им и желаем».

Предприниматель признаётся, что волонтёрство для него уже стало чем-то больше увлечения или обычной общественной деятельности. Без постоянной работы трудно представить себе жизнь.

«Сейчас процентов 70 времени и мыслей занимает волонтёрство, и лишь 30 процентов – всё остальное: работа, семья и так далее, – говорит он. – Я думаю, что если война, то должны участвовать и помогать все – если не на фронте, то в тылу. Ну а если кто-то не участвует, то и выводы нужно делать соответствующие».

Фото: из личного архива героев публикации

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.