Старец Амвросий Оптинский, во времена CCCР причисленный к лику святых, ушел из жизни 124 года назад. Он был одной из самых значимых фигур Русской православной церкви в XIX веке.
SPB.AIF.RU рассказывает, как Амвросию, страдающему от тяжелейших болезней, удалось дожить до преклонного возраста и помочь тысячам паломников.
Болезнь для монаха
Один из самых известных служителей Русской православной церкви появился на свет в ноябре 1812 года в селе Большая Липовица в Тамбовской губернии в семье Гренковых. Его дед был священником, а отец, Михаил Федорович – пономарем. В святом крещении мальчика назвали в часть великого князя Александра Невского.
Александр Гренков – шестой ребенок в семье, где было восемь детей. В 12 лет родители определили его в Тамбовское духовное училище, а затем, с 1830 по 1836 год юноша проходил обучение в Тамбовской семинарии. Мальчик был живым, веселым. Наставники отмечали в нем доброту и остроумие, а близкие определяли ему блестящий жизненный путь.
Однако в 1835 году молодого человека скосила опасная болезнь. Это был первый из многочисленных недугов, мучивших старца до конца его жизни. Гренков даже дал обет, что в случае выздоровления станет монахом. Его самочувствие улучшилось, но о своем обещании он забыл на четыре года. Сам он вспоминал, что не решался отречься от мира. Гренков поработал домашним учителем, затем преподавал в Липецком духовном училище.
Поворотным моментом стала поездка молодого человека в Троице-Сергиеву Лавру. Там он молился у мощей преподобного Сергия Радонежского. Согласно утверждениям его современников, перед этим путешествием Гренков вновь серьезно заболел, но после здоровье вернулось к нему.
Александр изменился и понял, что обычная жизнь с её развлечениями ему больше не нужна. Он решил тайно и срочно отбыть в Оптину пустынь, вероятно, не желая, чтобы его друзья и родные поколебали его решимость исполнить обет.
В Оптиной Александр стал учиться у старцев Льва и Макария. К 1845 году он стал иеромонахом, а за несколько лет до этого принял монашеский постриг с именем Амвросия.
Молодому монаху пришлось стать помощником повара. В его обязанности входила работа в пекарне: он делал хлеб, варил дрожжи. При этом он учился смирению, поскольку нелегко было быть в должности помощника, имея прекрасное образование, зная пять языков.
Преподобные Лев и Макарий, которые были достаточно строги по отношению к Амвросию, быстро разглядели в нем дар будущего старца. «Великий будет человек», - сказал когда-то про него отец Лев.
В декабре 1843 года Амвросий отправился в Калугу для рукоположения в иеромонахи. Его организм был изнурен постом, отец подхватил серьезную простуду. Он никак не мог справиться с ней, а в 1846 году его из-за недуга вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он с трудом мог передвигаться, не выносил холода и сквозняков, был вынужден есть только жидкую пищу.
До лета 1848 года он мог умереть несколько раз, но затем Амвросий пошел на поправку и угроза его жизни миновала. В последующее время было особенно важным общение со старцем Макарием. Амвросий давал ему отчет о малейшем деле и был в полном его послушании. Макарий благословил его на перевод святоотеческих книг. Амвросием была сдана в печать «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Макарий, которого не стало в 1860 году, подготовил себе достойного преемника, к которому впоследствии за советом приезжали люди со всей России.
Чудеса и предсказания
Отец Амвросий основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь. Туда в то время принимали также неимущих и больных женщин.
Свидетели рассказывали о том, что старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости. Кто-то приписывал ему возможности чудотворения. Его современники зафиксировали множество случаев исцеления.
Однажды к старцу приехала из Москвы урожденная княгиня. Её единственный сын страдал от брюшного тифа и мог умереть со дня на день. Она приехала в Оптину пустынь и умоляла Амвросия помолиться о своем ребенке. Он предложил ей молиться вместе. Спустя несколько дней мать вернулась к сыну – он был уже на ногах. Уже с выздоровевшим ребенком княгиня приехала в Оптину и пробыла там больше, чем нужно. Её супруг, находившийся в тот момент в южных губерниях, забеспокоился о них и уведомил телеграммой, что вышлет за ними лошадей на станцию. Женщина пошла проститься с Амвросием, но тот не благословил их на поездку. Она вернулась в гостиницу и отправилась только на следующий день, когда отец сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они с сыном узнали, что с поездом, который шел днем ранее, случилась Кукуевская катастрофа. Они могли попасть в число 42 погибших.
Об удивительном даре предвидения Амвросия гласит история, случившаяся с жителем Козельска Капитоном. У него был единственный сын, взрослый юноша. Отец хотел определить его на работу в Москву. Для благословения он приехал с сыном к Амвросию, который в шутливом тоне ответил: «Москва бьет с носка и колотит досками». Далее он заявил, что лучше поехать в Курск. Капитон не стал слушать старца, отправив сына в Москву. Там юноша работал на строительстве здания. Вдруг сверху на него упало несколько досок. Ноги молодого человека были раздроблены. Амвросий узнал об этом, когда Капитон приехал в Оптину поведать о своем горе. Помочь его сыну уже ничем было нельзя, он остался калекой на всю жизнь.
Многие отмечали в старце Амвросие рассудительность и прозорливость. При этом люди чувствовали нежность его души – это позволяло ему облегчать тяжелые утраты и утешать скорбь. Люди ощущали в нем власть, основанную на близости к Богу. К нему приезжали одни из самых известных людей того времени, в числе которых писатели Лев Толстой и Федор Достоевский. Последний сделал священнослужителя прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».
Святой старец
Амвросий, мучившийся от болезней до конца своих дней, вновь оказался на грани смерти в 1869 году. Надежды на поправку уже не было. В Оптину привезли Калужскую чудотворную икону Божьей Матери. После молебна здоровье старца улучшилось – лечение дало результат.
Недуг смог побороть несгибаемого иеромонаха уже в глубокой старости. Это случилось в Шамордино. 2 июня 1980 году он по обыкновению отбыли туда на лето. Ближе к осени Амвросий три раза пытался вернуться в Оптину, но нездоровье не позволило ему сделать это. Через год болезнь усилилась. 23 октября 1891 года старец скончался.
Тело Амвросия перевезли в Оптину пустынь. На погребение со всех уголков страны съехалось около 8 тысяч человек.
Времена тяжких перемен привели к тому, что Оптина пустынь была закрыта, а впоследствии разорена. Часовню на могиле Амвросия уничтожили. Верующим пришлось наугад обозначить место погребения старца.
Церкви Оптину пустынь вернули лишь в ноябре 1987 года, а летом следующего года Поместный собор РПЦ причислил преподобного Амвросия к лику святых.