Татьяна Затравина: «Сделано в России» должно стать знаком качества»

Татьяна Затравина, генеральный директор и собственник компании «Эколайф», основатель бренда FREE AGE, член «ОПОРЫ РОССИИ» © / Из личного архива

Свой бизнес в fashion-индустрии Татьяна Затравина начала 25 лет назад с поставок высококачественных трикотажных изделий из Прибалтики в Санкт-Петербург. Сегодня она владеет собственным брендом Free Age. О том, как от мелкой дистрибьюции ей удалось перейти к организации мощного производства и выжить в пандемию, она рассказала «АиФ-City».От «я» до «мы»

   
   

Ольга Сальникова, «АиФ-Петербург»: Ваш путь в бизнесе начался еще в середине 90-х. С тех пор страна пережила несколько сильнейших экономических кризисов. Как вам удалось выстоять?

Татьяна Затравина: Интерес к бизнесу у меня вырос из огромного желания зарабатывать больше и обеспечивать себя и ребенка. Я была открыта возможностям, искала их и в итоге стала сотрудничать с эстонским концерном «Марат». Он выпускал прекрасные трикотажные изделия, которые я и поставляла во все крупные универмаги и небольшие магазины Санкт-Петербурга. Потом случился 1998 год – первый и самый суровый кризис, который мне пришлось пережить. За один день вместе с курсом рубля сгорела вся моя прибыль и остались долги, которые мне пришлось выплачивать длительное время.

В 2006 году я родила вторую дочь и предприняла вторую попытку организовать свой бизнес, создав компанию «Эколайф», которая успешно работает до сих пор. Тогда же я стала дистрибьютором продукции российских трикотажных предприятий и запустила свой бренд бесфосфатной бытовой химии немецкого производства. Однако в 2011-м мне пришлось принять решение оставить эти два направления. Рынок очень сильно менялся, а кризисы следовали один за другим. Кроме того, мне уже было неинтересно продавать продукт, на дизайн и качество которого я не могу оказывать влияние.

Фото: Предоставлено рекламодателем

Тогда я самостоятельно стала разрабатывать коллекции детского трикотажа и размещать их на контрактных площадках в Узбекистане. Первое размещение принесло мне 100% потери. Это был очень хороший урок. Несмотря на то, что я имела опыт сотрудничества с производителями Европы, Китая, Турции, из Узбекистана получила всю продукцию с сильным опозданием по срокам и несоответствующего качества. Я пошла в суд и выиграла его. Этот факт, а также понимание менталитета помогли мне удержаться на рынке и в проекте с Узбекистаном. А далее уже рабочие отношения стали укрепляться на почве уважения, поддержки и профессионализма.

В 2014 году кризис, который тянулся с 2008 года, стал более ощутим, и я все чаще начала думать, что пора уже приложить весь свой опыт и открыть предприятие в Петербурге. Привезла новое оборудование из Японии и стала собирать команду. Так в 2017 году увидел свет бренд FREE AGE. Это апофеоз моего стремления к самовыражению и воплощение моей мечты.

В этом бренде вся я. Начиная от поиска комфорта и уюта, ценности натуральных материалов, до творчества с моим профессиональным коллективом, который полностью разделяет мои жизненные установки.

   
   

– Тем не менее вы чаще говорите «я», чем «мы». Привыкли рассчитывать только на себя?

– До 2016 года я не нуждалась в поддержке и брала на себя ровно столько, сколько могла унести. А вот войдя в проект мечты, поняла, что самостоятельно справиться не смогу, и в команду вошли супруг, дочь и зять. Поэтому на этапе рождения мой бизнес можно было считать семейным. Но в какой-то момент мы уперлись в потолок и поняли, что в управлении брендом теперь должны быть узкие специалисты, а не мастера на все руки. При этом я всегда держу руку на пульсе и знаю, что происходит у меня на производстве.

Фото: Предоставлено рекламодателем

Лавируем и автоматизируем

– Считается, что гуманитарные знания сложно конвертировать в прибыльное дело. У вас первое образование педагогическое, а второе культурологическое. Ощущали ли нехватку экономического?

– У меня не было никакого специального образования в сфере бизнеса и Fashion-индустрии в начале пути. Только желание двигаться вперед и создавать. Сейчас найти нужную информацию – не проблема. Нанять высококлассных специалистов, конечно, задача посложнее, но тоже решаемая. Важны идея и желание ее воплотить. Тем не менее сегодня я стараюсь учиться чему-то новому в самых разных сферах. И видеокурсы для меня иной раз лучше, чем кино в выходной день.

– Как компания, которую вы возглавляете, проходит через период пандемии?

– У меня одна фирма, но два проекта: первый – работа с СТМ заказчиков, разработка и производство коллекций из кроеного трикотажа в Узбекистане, другой – более емкий – бренд FREE AGE.

Второй проект – это не только идея, дизайн, разработка, но и собственное производство, а это совсем отдельная история. Собственная розница, канал оптовых и интернет-продаж, закупка сырья, маркетинг – и в каждом случае свои трудности. Лавируем, прогнозируем, автоматизируем, ищем нестандартные пути.

В первую неделю локдауна мы были в замешательстве, понимая, что если нас закроют, мы вылетим из всех сроков разработки новой коллекции и не выполним оплаченные заказы наших оптовиков. А это лучшие мультибрендовые бутики страны, которые работают с люксовыми европейскими марками. Мы приложили немало усилий, чтобы завоевать их доверие. Не представив на байерскую сессию новую коллекцию, мы бы потеряли целый сезон, а то и два! Ни о какой «удаленке» речи быть не могло – наши машины невозможно унести домой.

Фото: Предоставлено рекламодателем

Но решение проблемы пришло уже через неделю. Мы получили разрешение работать, производя средства индивидуальной защиты, и 15 из 17 машин выпускали маски из 100% хлопка! А мы имели доступ к двум машинам, на которых отвязывались образцы новой коллекции оператором, одновременно контролирующим выпуск СИЗ. Конструкторы и дизайнеры работали из дома. Таким образом мы не только решили свои задачи, но и получили огромное моральное удовлетворение от того, что смогли оказать помощь, когда люди были напуганы. Маски, которые мы выпустили в это время, в основном пошли на благотворительность.

– Несколько лет назад разгорелся скандал из-за фразы в школьном учебнике: «Люди сталкиваются со стремлением предпринимателей к легкой наживе, нечестности и безразличием по отношению к общественным интересам». Тогда бизнес признал, что в обществе до сих пор есть негативное отношение к предпринимателям и нужно менять этот имидж...

– Плохо относятся к предпринимателям, которые во главу угла ставят только деньги, а тех, кто создает качественный продукт, проявляя заботу о других, – любят. Когда бизнесмен будет делать продукт для всех, как для себя лично, то имидж сам поменяется. Искусственно это не получится. Но здесь есть и другая проблема. В России бизнес изначально встречает недоверие общества. Даже если вы выпускаете прекрасный продукт, люди говорят: «Сделано в России, чего тут ждать». Многие, даже не попробовав, ставят клеймо – «некачественный товар». И поэтому не имидж предпринимателя надо менять, а пропагандировать хороший российский продукт, чтобы люди гордились, что это сделано в нашей стране. С брендом FREE AGE мы так и поступаем.

И конечно, нужно развивать чувство патриотизма, любовь к людям и Родине. Кто помнит, что это такое? Вот с чем надо работать глобально.

Фото: Предоставлено рекламодателем

Уроки делает папа

– Как показало исследование Forbes, с 70-х годов прошлого века число женщин-предпринимателей выросло более чем на 3000%. Однако при этом все семейные обязанности по воспитанию детей и быту по-прежнему на них. Как вы держите баланс между бизнесом и семьей?

– Скажу честно: если бы не поддержка семьи, я бы не достигла таких результатов в бизнесе. Будь я одинока, я бы значительно меньше рисковала, боясь вообще остаться без средств к существованию. Сегодня я не чувствую себя начальником на работе и в подчинении дома. Для меня это все очень органичная среда. Что касается бытовых аспектов, то у меня есть помощница по дому. Без нее мы бы точно не справились, так как у нас очень большая семья. С нами живут моя бабушка, мама и свекровь, кошка и собака. Уроки с детьми всегда делал папа. Он у нас умный. Это не ирония, он на самом деле все помнит: алгебру, геометрию, физику.

Увлечения у меня довольно простые: чтение, йога, плавание, медитация – времени на них хватает. Я всегда исхожу из правила, что надо делать все возможное в данный момент времени для моего бизнеса и родных. А если я этого не сделала – значит, не могла.

И о чем жалеть? Мне есть чем гордиться, в первую очередь семьей – мужем и дочерьми, людьми, которые меня окружают. И, конечно, FREE AGE и моим производством. Смотрю и сама не верю, что мы это сделали!