В гости к «Пиковой даме». Петербургские адреса литературных героев

Картина А.Н. Бенуа "Германн у дома графини". © / Commons.wikimedia.org

В своих произведениях русские классики нередко указывали адреса героев. Поскольку события на страницах книг чаще всего происходили в Петербурге, то писатели поселяли своих персонажей на набережной Мойки, Невском проспекте, Малой Морской улице. SPB.AIF.RU «побывал в гостях» у литературных героев и выяснил, что находится в этих зданиях в наши дни.

   
   

«Парадный подъезд» Некрасова

Литейный проспект, 37/39

Тот самый "парадный подъезд" Некрасова располагался в доме на Литейном проспекте. Фото: Commons.wikimedia.org
«Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…».

Стихотворение Николая Некрасова «Размышление у парадного подъезда» помнят многие со школьной скамьи. Место, описанное поэтом, хорошо известно. Оно располагается по адресу: Литейный проспект, 37/39. Это Дом Пашкова. Архитектор Гаральд Боссе построил его в духе итальянского Возрождения для отставного штаб-ротмистра. До 1917 года там располагалось Удельное ведомство. Здесь же жил знаменитый министр государственных имуществ Михаил Николаевич Муравьев, которого в либеральных кругах называли «Муравьёвым-вешателем» или «Муравьёвым-палачом».

«Такого художественного соответствия между зверем и его наружностью мы не видали ни в статуях Микеланджело Буонаротти, ни в бронзах Бенвенуто Челлини, ни в клетках зоологического сада», - так отзывался о видном государственном деятеле Александр Герцен. Именно в его газете «Колокол», которую он издавал в эмиграции вместе с Огарёвым, впервые и было опубликовано в 1860-м стихотворение Некрасова. Правда, без подписи автора.

К Муравьеву часто выстраивалась очередь из просителей всех сословий. Картины, описанные в «Размышлении», поэт мог видеть своими глазами. Он жил в доме напротив - на Литейном, 36. Авдотья Панаева, муза Некрасова, вспоминала один случай: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через час прочёл мне стихотворение «У парадного подъезда».

Сейчас в здании располагается поликлиника.

Дом «Пиковой дамы»

Малая Морская, 10

   
   
"Пиковая дама" жила в доме на Малой Морской улице. Фото: Commons.wikimedia.org

«Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему», - так описал Александр Пушкин хранительницу тайны «трёх карт» Анну Федотовну.

По мнению исследователей, прототипом героини повести стала Наталья Петровна Голицына, фрейлина «при дворе четырёх императоров», чей особняк располагался на Малой Морской улице. По соседству - на Большой Морской, 26/14 - с осени 1832-го по май 1833 года жил Пушкин. Существует легенда, что князь Сергей Голицын, имевший прозвище «Фирс», рассказал писателю, что однажды крупно проигрался в карты. С мольбами о помощи он обратился к Наталье Петровне, которой приходился внучатым племянником. Та денег не дала, но рассказала о тайне трёх карт, которая помогла ему отыграться и закрыть свои долги. Якобы эта история вдохновила Пушкина на написание повести.

7 апреля 1834 года, после выхода произведения, Александр Сергеевич оставил в дневнике запись: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…»

С тех пор за особняком, в котором жила графиня, прочно сохранилась слава «Дома Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится, в народе стали называть «Пиковым перекрёстком».

Сейчас в бывшем особняке располагается городская поликлиника. В здании сохранились фрагменты лепнины, интерьеры части парадной анфилады второго этажа, а также винтовая лестница, по которой главный герой «Пиковой дамы» - Германн - покидал дом после свидания.

Дом Настасьи Филипповны и Парфёна Рогожина

Пр. Загородный, д. 20/ул. Разъезжая, д. 1 и Гороховая улица

В доме Настасьи Филипповны когда-то жила возлюбленная Достоевского - Авдотья Панаева. Фото: Commons.wikimedia.org

Одного из главных героев романа «Идиот» - купца, получившего большое наследство - Фёдор Достоевский поселил в невзрачное трёхэтажное здание. Из описания известно, что оно «находится в Гороховой, неподалёку от Садовой…». Князь Лев Николаевич Мышкин увидел его таким: «Дом этот был большой, мрачный, без всякой архитектуры, цвету грязно-зелёного». Исследователи творчества писателя отмечают, что под это описание подходят три дома - № 37, 41 и 43.

Место, где жила Настасья Филипповна Барашкова, женщина «необыкновенной красоты», известно лучше. Считается, что это дом на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы. Здесь в своё время жила Авдотья Яковлевна Панаева, в которую был влюблён Фёдор Михайлович. Исследователи его творчества отмечают, что в Барашковой угадываются некоторые черты Панаевой, кроме того, они живут фактически в одном доме.

Дом Раскольникова

Столярный пр., 5 / Гражданская ул., 19

В этом доме в Столярном переулке и располагалась каморка Раскольникова. Фото: Commons.wikimedia.org

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту...», - начинается роман Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Этим молодым человеком был Родион Раскольников. Его же каморка, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру», располагалась в здании на углу Столярного переулка и Гражданской улицы. Этот доходный дом в классическом стиле был построен в 1831 году архитектором Егором Цолликофером. Согласно роману, квартира хозяйки, у которой снимал жильё Раскольников, находилась на четвёртом этаже: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

В июле 1999 года в угловой части дома был установлен горельеф. На гранитной плите выбит текст: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

К слову, места, ставшие декорациями для разворачивающейся драмы, легко угадываются читателями. «С-й (Столярный) переулок» и «К-й (Конногвардейский) бульвар», «В-й (Вознесенский) проспект» и К-н (Кокушкин) мост» - все эти места хорошо знакомы горожанам.

Дом Печорина

Фонтанка, 32

Сейчас в здании на Фонтанке находится Дом детского творчества. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1836 году Михаил Лермонтов начал работать над романом «Княгиня Лиговская», который так и остался незавершённым. Главного героя, офицера Григория Печорина, который позже станет ключевой фигурой «Героя нашего времени», он поселил в доме на набережной Фонтанки. На первых же страницах он рисует сцену, как тот на своих санях сбивает молодого чиновника Красинского и после неприятного инцидента мчит к себе домой.

«Султан и гнедой рысак пронеслись вдоль по каналу, поворотили на Невский, с Невского на Караванную, оттуда на Симеоновский мост, потом направо по Фонтанке, - и тут остановились у богатого подъезда, с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящею обделкой. <...> Офицер слез, потрепал дымящегося рысака по крутой шее, улыбнулся ему признательно и взошёл на блестящую лестницу; об раздавленном чиновнике не было и помину...»

Историки сходятся во мнении, что речь идёт о доме 32. Здесь некогда жил тезка Печорина - представитель старинного рода, генерал-лейтенант Григорий Кушелев, участник боевых действий в Персии и Турции. Григорий Григорьевич-младший вошёл в историю как владелец усадеб Полюстрово и Лигово, образцово-показательных хозяйств, где даже производились опыты по проращиванию пшеницы, найденной в древнеегипетских захоронениях в Фивах.

Его же дом на набережной Фонтанки напоминал современникам «венецианское палаццо». Здание в стиле Возрождения было построено по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. О роскоши этого здания сегодня можно судить только по акварелям Луиджи Премацци, который запечатлел его фасад. Сейчас дом близ Симеоновского моста не привлекает восторженных взглядов. До наших дней здание дошло в перестроенном виде, в нём располагается Дом детского творчества.