Вера и творчество. Меценат Заренков - о проектах фонда «Созидающий мир»

Вячеслав Заренков на крестовоздвижении храма на Песках © / Из архива Вячеслава Заренкова

Главный из них установили на купол церкви, еще два - на башенках-звонницах. Остальные кресты будут монтироваться по завершении кровельных работ.

   
   

О том, как продвигается строительство храма Рождества Христова на Песках, 6-я Советская улица, мы поговорили с ктитором Храма Вячеславом Заренковым. Рассказал нам основатель проекта «Созидающий мир» и о других своих планах.

- Храм Рождества Христова на Песках был построен в 1787 году на очень известном месте - Рождественской площади, к которой спустя несколько лет протянулись десять Рождественских улиц, - говорит Вячеслав Адамович. - Позже их насильно переименовали в Советские, и этот казус, к большому сожалению, не устранен до сих пор. Мы направили просьбу вернуть исторические названия в Топонимическую комиссию города, данный вопрос сейчас решается. Я надеюсь, что историческая справедливость восторжествует и улицам возвратят их первоначальные названия - Рождественские.

В 1934 году Храм был разрушен до основания, даже выкопан фундамент. Сверху место засыпали щебнем и закатали в асфальт, чтобы о святыни никто и не вспомнил.

Идея воссоздать взорванный Храм в первоначальном виде появилась более 10 лет назад. Наш фонд дал согласие на строительство и финансирование Храма в полном объеме, и к ноябрю он будет восстановлен в первоначальном виде, по проекту, выполненному на основе сохранившихся чертежей и фотографий уничтоженного здания. Освящение и открытие Храма планируется 4 января следующего года, накануне Рождества Христова.

Церковь на Песках разрушили до основания в 1934 году. Фото: Википедия

Кстати, многим известно, что моя основная профессия вот уже полвека - строитель. Интересно, что и Храм на Песках считался храмом строителей - рядом были расположены бытовые помещения для проживания представителей данной профессии, они же и составляли основную часть прихожан Храма.

Храм-близнец

- Вы завершили строительство и еще одной святыни - первого в городе Храма Святой блаженной Ксении Петербургской...

   
   

- Его Великое освящение состоялось 6 июня - в День Памяти блаженной Ксении Петербургской. Несмотря на то, что Ксения считается самой почитаемой святой Санкт-Петербурга, в нашем городе, к сожалению, до сих пор не было построено ни одного храма в ее честь, только небольшая часовня на Смоленском кладбище. Теперь на Лахтинской улице, 17, появилось большое двухъярусное здание с уникальными росписями внутри. Кроме того, Храм оборудован современными лифтами, пандусами, позволяющими посещать его инвалидам и пожилым людям. Место это выбрано не случайно - по преданию, Ксения Блаженная со своим мужем жила на этой улице.

- Знаю, что у Храма на Каменке есть брат-близнец. Только на Кипре. Вообще, немалая часть вашей жизни связана с Кипром - вы и храмовый комплекс там открыли, и греко-славянский фестиваль искусств учредили…

- Храм на Кипре построен в честь Святого Апостола Андрея Первозванного и всех Святых, в земле Русской просиявших. И он действительно абсолютный брат-близнец Храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня на Каменке. Храм олицетворяет веру и единство всего православного народа. Мне хотелось, чтобы он напоминал о России - поэтому здание не только создано по традициям русской православной архитектуры, но и содержит уникальные витражи, на которых изображены русские просторы - реки, березы…

Кроме того, мы благоустроили храмовую территорию, разбили аллею русских святых, построили две детские площадки, гараж, стоянку… Уютное место, где можно собираться.

Там же проводим и фестиваль «КипРус» - по три первые буквы от названий двух великих культур. Его задача - единение людей разных национальностей на базе духовного просвещения, науки и творчества. Теперь ежегодно 1 мая к нам съезжаются участники из разных стран, и их число постоянно растет. В этом году гостей было уже 19 тысяч.

В дальнейшем мы хотим проводить фестиваль одновременно и на Кипре, и в России.

Теперь в Петербурге есть храм имени Святой блаженной Ксении. Фото: Из архива Вячеслава Заренкова

Принт не умрет?

- Также много внимания вы уделяете книгоиздательству и литературе. Почему? Например, на прошедшем недавно в Петербурге Международном книжном салоне вы представили автобиографическую книгу «Записки оптимиста»...

- Мне жаль, что книга потихоньку начала сдавать свои позиции. Люди сегодня в основном получают информацию в Интернете, не расстаются с гаджетами, а живому общению предпочитают комментарии в социальных сетях.

- Получается, принт рано или поздно умрет?

- Никогда! Информация на сайте сегодня есть, а завтра нет. Или вместо нее появляется совершенно иная, искаженная. А вот книгу можно передать детям, внукам… Информация на бумажных страницах будет жить веками! Настоящую книгу можно полистать, сделать закладки и пометки на полях. Ее можно подписать и подарить…

Но, несомненно, чтение книг необходимо пропагандировать. И каждый, кто понимает эту необходимость, должен не просто читать сам и приучать к этому своих детей, но и защищать книгоиздательства. Повторюсь - каждый на своем месте. 

Кстати, меня очень порадовало, что огромное количество людей на Книжном салоне, в том числе молодежь, покупали книги. Слава Богу.

- Третий год подряд вы поддерживаете и поэтический фестиваль «Петербургские мосты», куда съезжаются авторы со всего мира. А должно ли в принципе государство поддерживать творческих людей - поэтов, писателей, художников? Или вся надежда на таких, как вы, - благотворителей и меценатов?

- Некоторые вещи, несомненно, должны поддерживаться на государственном уровне. Вот, например, ответьте на вопрос: настоящий поэт - это профессия или нет? Пенсионный фонд считает, что это не ремесло, а баловство. Один знакомый мне пожаловался, что он 20 лет работает художником и пишет стихи. «И вот вдруг встретил я приятеля, который 26 лет просидел в тюрьмах, - рассказал он. - Так тот получает пенсию в три раза большую, чем я!».

Поэтому есть моменты, требующие внимания государства. С другой стороны, здесь надо избежать перекосов, полной заорганизованности.

Если полагаться только на власть, ничего хорошего не получится. Надо рассчитывать и на свои собственные силы. Если ты настоящий творец - пропагандируй себя, продавай книги или картины, выступай, участвуй в выставках, зарабатывай.

Роптать только на государство нехорошо, нужно и на себя надеяться.

На фестиваль "Петербургские мосты" съехались поэты из разных стран. Фото: Из архива Вячеслава Заренкова

Возвращение к жизни

- Недавно с удивлением узнала, что вы еще и написали либретто к нескольким… балетам. Один из них даже собираются ставить в Мариинском театре. Откуда вдруг взялось такое неожиданное решение?

- В основу сюжета первого балета легла необычная история, приключившаяся на Кипре. Как-то я пришел домой поздно вечером, собирался ложиться спать и вдруг в окно - грохот невероятный. Смотрю - уцепившись за раму, сидит огромный орел и лупит крыльями по рамам. Спрашиваю: «Как тебя зовут?» - он в ответ раскатисто: «Орррррр». «Давай-ка спать, приятель, - говорю. - Утро вечера мудренее». Он послушно забился в угол балкона и притих. В 6 утра выхожу - сидит. Я его взял на руки и подбросил вверх. Он спустился на соседний дом и исчез из виду. Вдруг слышу - звон разбитого стекла. Смотрю: на фоне неба - фигуры двух птиц, поднимающихся ввысь - наш Орр и следом за ним орлица.

Оказалось, что муж и жена когда-то взяли себе орла и орлицу. Жили вместе в горах, а потом супруга уехала в город работать управдомом. И орлицу с собой забрала. А орел свою суженую не забыл, невероятным образом нашел и вызволил.

- Какая красивая история!

- Да, вот именно по ней я и написал либретто, в Минске по нему поставили великолепный балет «Орр и Ора», он идет уже два года.

Второй балет - «Три маски Юлия» - презентовали в Самаре в феврале 2019 года. В основе - извечная борьба добра и зла, те маски, которые носит каждый человек. Постановка получилась очень красивая - соединение пластики, музыки, декораций, света. За душу берет. Его планируем ставить и в Мариинке в ноябре этого года.

Есть и еще одна идея - балет «Возвращение к жизни» - по моему одноименному рассказу. Сейчас работаем над его созданием. Однажды я ехал на машине, остановился на перекрестке, и мне в окошко постучала женщина. Грязная, опустившаяся нищенка. А глаза светлые, глубокие. Я пригласил ее в машину, отвез в кафе и сказал: «Я налью тебе, но давай договоримся, что эти сто граммов будут в твоей жизни последними». Она помялась, но согласилась. А выпив, начала говорить. В ее жизни случилась беда, после которой все пошло кувырком…

Я помогал ей в течение года, а после этого она стала знаменитой кутюрье. Сегодня она бизнес-леди, вышла замуж, открыла ателье - красивая, успешная, талантливая женщина. Это и называется возвращением к жизни. Хочу, чтобы ее история стала примером для многих отчаявшихся.