Вместо интерната. Как устроен первый в России жилой дом для инвалидов

Теперь инвалиды могут жить самостоятельно. © / pixabay.com

У инвалидов появилась альтернатива психоневрологическому интернату. В Красногвардейском районе Петербурга заработал первый в стране Дом сопровождаемого проживания. Здесь взрослые с интеллектуальными и физическими нарушениями сами готовят еду, обустраивают быт и ходят в магазин за продуктами. 24 часа в сутки их сопровождают социальные работники, но главный принцип учреждения – максимальная свобода и самостоятельность подопечных.  

   
   

Новая жизнь

Дом сопровождаемого проживания кардинально отличается от психоневрологического интерната: тут нет переполненных палат, грубого персонала, тоскливой больничной атмосферы. Здесь максимально соблюдают права особенных людей. У каждого подопечного – отдельная комната с санузлом. Готовят жильцы дома на общей кухне, дежурят по очереди, днём занимаются творчеством с педагогами. Вечерами общаются в гостиной.

Одной из первых жительниц дома стала Анна. У неё с детства сложное интеллектуальное нарушение. Несмотря на свой возраст, девушка не может обойтись без помощи окружающих – даже одеться. Как правило, оставшись без поддержки родственников, таким ребятам уготована жизнь в интернате. Но Анне повезло: её судьба сложится иначе. Месяц назад она переехала из родительского дома.

«Мы же не вечны, а ребёнок растёт, – говорит Тамара Михайловна, мама Анны. – Появляются вопросы – что ждёт его в будущем? Хочется, чтобы ребёнок остался в таких же комфортных условиях, как он был с родителями. Нам повезло, что возник такой проект. Ей тут нравится. Мне пока тяжеловато, как два дня не увидимся, скучаю. Но это пройдёт. Я рада, что она в своей среде, в окружении добрых людей. Аня любит собирать пазлы, рисовать, наводить порядок, готовить. И здесь она хорошо справляется».  

Дом сопровождаемого проживания рассчитан на 19 человек. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

Для России это первый проект, когда взрослые инвалиды с тяжелыми умственными и физическими отклонениями живут самостоятельно. Конечно, всё относительно – из-за особенностей здоровья им постоянно нужна помощь: разобраться с одеждой, принять душ. Но каждый по мере возможностей вносит вклад в общее дело: помогает социальным работникам готовить еду, убирает свою комнату. По словам специалистов, вряд ли их подопечные смогут когда-либо стать полностью самостоятельными, ведь этого не произошло, пока они жили с родителями. Но и цели такой нет, жильё – не тренировочное. Это дом для полноценной жизни.

Уникальный проект

В Петербурге планируют еще пять домов сопровождаемого проживания, один уже строится. А в перспективе уникальный опыт хотят распространить на всю Россию. Сделать это реально – уверена президент ГАООРДИ (Ассоциации родителей детей-инвалидов) Маргарита Урманчеева.

«Содержание человека в интернате стоит для государства более 50 тысяч в месяц. У нас оно будет чуть меньше 40, – говорит президент ассоциации. – Мы некоммерческая организация, у нас есть волонтёрские ресурсы, что удешевляет услуги. Многие люди готовы помогать».    
   

Жилье предоставляется на правах безвозмездной аренды. К каждому подопечному – индивидуальный подход. Персонал подбирают тщательно. Сотрудников с опытом работы в интернатах не рассматривают принципиально – в казённых учреждениях отношение к инвалидам не отличается гуманностью. Пожалуй, главное требование к соцработнику – доброта и человечность. Конечно, полностью заменить интернаты такими домами с сопровождаемым проживанием не получится.

«Здесь невозможно поселить людей с деструктивным поведением, большой агрессией, – отмечает Маргарита Урманчеева. – В городе порядка трёх тысяч людей с ментальными нарушениями, сколько из них нуждается в такой форме проживания – никто не считал. Думаю, что десяток домов смогли бы существенно решить проблему. Сейчас многие родители инвалидов в отчаянье, но пусть они знают – перспективы есть. Их дети вырастут, и у них будет шанс на самостоятельную жизнь».

По мнению Маргариты Урманчеевой, в обществе сохраняется настороженное отношение к инвалидам. Особенно когда речь идет об умственных расстройствах. Конечно, есть и положительные тенденции – например, молодёжный фестиваль в Сочи открывал молодой человек с синдромом Дауна. Но в целом  в этом направлении предстоит большая работа.

Подопечные готовят, дежурят, ходят в магазин. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

«Многие принимают наших подопечных за наркоманов или людей в состоянии алкогольного опьянения: походка шаткая, одет так себе – хоть и чисто, но не очень аккуратно. Явно человек не в себе. А если он еще и говорит странно, люди стараются не вступать в контакт, отстраниться: кто его знает, что у него на уме? Каждый имеет право на эмоции, это его право не принимать и не смотреть в их сторону, – отмечает Маргарита Урманчеева. – Сейчас интернет позволяет нам под никами говорить всё что угодно. Когда плохое настроение, что бы мне не написать: зачем на этих придурков государство деньги тратит? Лучше бы нормальным помогало, у нас работающие бедные. Но надо делать всё, помогать всем. Красота мира – в его разнообразии. Все мы пришли сюда не зря, у каждого своё предназначение».