«Всё обман». Почему Петербург три года не принимал Николая Гоголя

Гоголь провел в Петербурге много лет своей жизни. © / Commons.wikimedia.org

Осенью 1839 года Николай Гоголь вернулся из-за границы в Россию. В Петербурге он остановился у Петра Плетнева: именно в его квартире писатель читал своим друзьям первые главы «Мертвых душ». О жизни в городе на Неве Николай Васильевич мечтал со школьной скамьи. Однако Санкт-Петербург отчаянно не хотел принимать будущего творца, до последнего провоцируя и посылая испытания. До сих пор в городе нет его музея, и даже улицу Гоголя – переименовали.

   
   

Щелчок по носу

Среди плеяды писателей, чьё имя ассоциируется с Санкт-Петербургом, огромное количество блестящих имён. При этом имя Николая Васильевича Гоголя нечасто приходит на ум, хотя именно город на Неве помог ему создать удивительную галерею незабываемых персонажей и выплеснуть свой творческий потенциал.

Белинский писал: «Питер имеет необыкновенное свойство оскорбить в человеке все святое и заставить в нем выйти наружу все сокровенное. Только в Питере человек может узнать себя – человек он, получеловек или скотина: если будет страдать в нем – человек; если Питер полюбится ему – будет или богат, или действительным статским советником». В этом с лихвой убедился Николай Гоголь.

Ещё будучи учащимся гимназии, он мечтал жить в культурной, научной, театральной столице. В 1827-ом году он пишет своему земляку: «Уже ставлю себя мысленно в Петербурге, в той веселой комнатке окнами на Неву, так как я всегда думал найти себе такое место. Не знаю, сбудутся ли мои предположения, буду ли я точно живать в таком райском месте…».

Он стремится служить отечеству, несётся на крыльях своей мечты, волнуется от нетерпения. Но город его не ждёт и встречает 19-летнего идеалиста-мечтателя буквально щелчком по носу. Когда юноша подъезжал к столице, от нетерпения то и дело высовывался из кибитки, чтобы лучше разглядеть приближающийся город. А на улице был лютый мороз. В результате он простыл, заработал насморк и отморозил нос.

Из-за болезни не смог вовремя прийти к петербургскому генерал-губернатору Голенищеву-Кутузову с рекомендательными письмами. А позже никак не мог его застать дома и перестал ходить. Даже встреча с Пушкиным обернулась анекдотом. Молодой человек, набравшись храбрости, пошёл к нему в гостиницу и застал опочивающим в пять часов дня. Романтичный юноша предположил, что Александр Сергеевич творил всю ночь. Но слуги со смехом рассказали, что барин «играл в картишки». Больше Гоголь к нему не приходил.

Три года испытаний

Мечты Гоголя о скромной каморке с видом на Неву тоже разбились о реальность. Тех денег, что ему дала маменька, хватало лишь на то, чтобы поселиться в комнатах с окном во дворы-колодцы – на тех улицах, которые потом обживал Достоевский, называя «срединными», где люди так и кишат, вызывая в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения».

   
   

Скитаясь по комнатам, сталкиваясь с новыми испытаниями, он сразу начинает видеть двойственность столицы. Парадные фасады и жизнь другого города – маленьких людей. Они появляются на страницах его произведений, как результат первых противостояний с городом.

«Что может быть прекраснее Невского проспекта, по крайне мере для Петербурга. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта; всё не то, что кажется!», – писал он.

В конце 1829 года Гоголь получает место чиновника в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Начинает, с самого низшего ранга, механически переписывает бессмысленные бумажки – денег не хватает, коллеги и весь чиновничий аппарат вызывает ужас и отчаяние.

Три года Петербург не принимает Гоголя, посылая ему всё новые и новые испытания. Однако именно благодаря им он обретает свою суть и прочность. Лишь пройдя путь исканий и становлений, входит в литературные круги, начинает печататься, знакомится с Жуковским и Пушкиным. Думает посвататься к графине Анне Виельгорской (впоследствии княжна Шаховская). Как писатель он бывал в литературном салоне её отца, самом известном в то время. Читал у них первые главы «Мёртвых душ». Но родные девушки сразу ставят его на место – он не пара графине.

Через пять лет, в 1836 году, Гоголь решает покинуть город на Неве. Причём уезжает сразу после премьеры «Ревизора» на сцене Александринского театра. Пьеса имеет ошеломительный успех, но сам автор крайне разочарован, считая, что актёры впадают в карикатуру.

Уже в Италии он напишет: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – всё это мне снилось».

Литературные адреса Гоголя в Петербурге

Гороховая ул., д.46

Приехав в Петербург, Гоголь поселился на Гороховой улице. Фото: Commons.wikimedia.org

Первым адресом Гоголя в конце 1828 года стал дом на Гороховой улице, рядом Фонтанкой. Тогда она считалась чем-то вроде Невского проспекта для простого народа. Деньги стремительно закончились, рекомендательные письма не помогали, быстро устроиться на службу не удалось.

«На меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки, и ничего не делаю. Не от неудач ли это, которые меня совершенно обравнодушили ко всему? – писал молодой человек своей матери. – Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т. е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы плотим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также не дешевы… Это всё заставляет меня жить, как в пустыне, я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия видеть театр».

Набережная канала Грибоедова

На канале Грибоедова Гоголь сменил два дома. Фото: Commons.wikimedia.org

Вторым адресом Гоголя стал дом аптекаря Трута, находившийся на набережной Екатерининского канала (канал Грибоедова) между Кокушкиным и Вознесенским мостами. Юноше очень нравилось любоваться куполами Церкви Вознесения Господня. Храм располагался неподалёку, но в советское время его снесли.

С конца 1829 года до мая 1831 года Гоголь живет в доходном доме Зверкова на углу Столярного переулка и Екатерининского канала (Набережная канала Грибоедова, 69/18). В это время он постепенно начинает входить в мир литераторов. Издает повесть «Басаврюк или Вечер накануне Ивана Купала», а через год «Сорочинскую ярмарку». Позже он упомянет его в повести «Записки сумасшедшего».

Казанская ул., д.39

В доме на Казанской улице Гоголь написал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Фото: Commons.wikimedia.org

С апреля по июнь 1829 года Гоголь живет на четвертом этаже в доме на Большой Мещанской улице (Казанская, 39). Тут он пишет свою первую поэму «Ганс Кюхелгартен». В конце концов, Гоголь издает поэму под псевдонимом. Отзывы на неё были отрицательные, так что он скупает все доступные экземпляры и сжигает. Тем не менее, позже в этом доме он делает первые наброски «Вечеров на хуторе близь Диканьки».

Малая Морская ул., д.17

В квартире на Малой Морской Гоголь работал над своими повестями. Фото: Commons.wikimedia.org

На Малой морской, 17 (Дом Лепена) писатель прожил с июля 1833 по июнь 1836 года. Он занимал две комнаты на третьем этаже дворового флигеля. Чтобы попасть в квартиру, нужно было одолеть тёмную узкую лестницу. Считается, что здесь были написаны повести «Старосветские помещики», «Невский проспект», «Коляска», «Нос», «Ревизор» и другие.