Второй пилот. Как авиакатастрофа свела с ума лётчика Сергея Уточкина

Памятник Сергею Уточкину в Одессе © / Commons.wikimedia.org

Пионер русской авиации Сергей Исаевич Уточкин ушёл из жизни в Петербурге ровно 100 лет назад – 13 января 1916 года.

   
   

Лётчику-испытателю удавалось приковывать к фигурам высшего пилотажа тысячи восторженных глаз, влюбляя в свой образ многочисленную публику. Взмывая на биплане над головами людей, Уточкин вдохновлял на дальнейшую работу талантливейших авиаконструкторов, среди которых, в числе прочих, были Сергей Королёв и Игорь Сикорский.

Последние годы жизни авиатору пришлось бороться с сильнейшими болями, которые в ту пору он притуплял морфием и кокаином.

SPB.AIF.RU рассказывает, как тяжёлый недуг сгубил жизнь одного из самых талантливых летчиков начала XX века.

От велосипеда до самолета

Сергей Уточкин появился на свет летом 1876 года в Одессе. Сергей Исаевич родился в семье строительного подрядчика. Родители Уточкина ушли из жизни рано, поэтому лётчика, как и его братьев, воспитывали родственники. Пионер отечественного воздухоплавания ещё в детстве испытал сильный испуг, отчего всю оставшуюся жизнь заикался. Так вышло, что в дальнейшем его особенность речи копировали, но в конце жизни над этим умудрялись посмеиваться.

Уточкина увлекало буквально всё. Интерес молодой человек начал проявлять к плаванию, яхтам, фехтованию, боксу и футболу. Не оставил он без внимания бег и конькобежный спорт, однако первую славу принесли ему именно велосипедные гонки. С 17 лет он начал ездить на соревнования по стране, а затем и за границу, где одержал немало побед. В дальнейшем Уточкин увлёкся ездой на автомобиле, который на время смог удовлетворить его жажду к скорости. Авиатор не раз получал за своё лихачество выговор от одесских городовых.

Сергей Уточкин на велотреке. Фото: Commons.wikimedia.org

Неудивительно, что не привыкший сидеть на месте юноша в итоге обратил своё внимание на воздухоплавание. Он купил воздушный шар, но долгое время не мог на нем взлететь.  В 1907 году Уточкин всё же поднялся в воздух, достигнув высоты в 1200 метров. Затем он решил взять друзей и поехать в Египет, где летал уже над пустыней и древними пирамидами.

   
   

В 1910 году в родной Уточкину Одессе появился первый русский летчик Михаил Ефимов. Он вернулся из Франции, где научился летному делу, и решил продемонстрировать на родине свои умения. К тому моменту уже были совершены полёты через Ла-Манш, а зарубежные авиаторы находились в воздухе более часа. Полеты Ефимова в Одессе произвели фурор. Наблюдал за ними и Уточкин, который окончательно определился со своей мечтой и стал вторым русским пилотом.

Страсть к морфию

Сергей Исаевич учился пилотировать на единственном самолете в Одессе – биплане Фармана. Современники Уточкина утверждали, что он сел в него и полетел, не пройдя даже должного инструктажа. В дальнейшем он объездил половину страны, восхищая собравшуюся публику умением пилотировать самолет. Регулярно он попадал в аварии. Бывало, ветер бросал его машины прямо на деревья, а техника, на тот момент весьма опасная, частенько выходила из строя.

Мастерская Сергея Уточкина в Одессе Фото: Commons.wikimedia.org/ Евгения Славороссова

После аварии Сергей Исаевич начал испытывать сильнейшие боли. В больнице врачи давали ему морфий и кокаин, с которыми авиатор познакомился ещё при путешествии в Египет. С тех пор с наркотиками Уточкин не расставался – при нём всегда была баночка с белым порошком и шприц. Беда случилась и в семье лётчика – его супруга ушла от искалеченного авиатора к обеспеченному финансисту из Одессы.

Роковое для Уточкина падение случилось в 1911 году, когда он решил совершить перелёт из Петербурга в Москву. Маршрут одновременно решили преодолеть девять авиаторов, но до нынешней столицы долетел лишь Александр Васильев. У Сергея Исаевича на куски разлетелся пропеллер. Самолет ударило в крутой берег реки под Новгородом. Сам Уточкин из машины выпрыгнуть успел, только был задет крылом. Авиатора бросило в воду, но его успели спасти местные жители. Летчик получил переломы рук и ног, а также сильно ушиб грудь и голову.

Физическая и душевная боль несколько раз приводили Уточкина в одесские психиатрические клиники. Авиатор начал страдать манией преследования.

Публика летчике не героя, а воздушного акробата Фото: Commons.wikimedia.org/ Карл Карлович Булла

Сергея Исаевича печалило и настроение публики, которая видел во втором русском летчике скорее не героя, а воздушного акробата. Даже тяжёлая авария под Новгородом была воспринята несерьёзно. В итоге за Уточкиным, к 1913 году подорвавшему своё психическое состояние, прочно закрепилось звание городского сумасшедшего. Из цепочки событий особенно выделяется эпизод, когда летчик решил пройти в Зимний дворец, чтобы доложить царю, что «известный авиатор нуждается в его защите». Всё закончилось тем, что он бросился с кулаками на преградившего ему путь швейцара. После этого летчик попал в психиатрическую клинику уже в Петербурге. 

К моменту переезда в Петербург Уточкин долгое время не мог найти работу. Он был практически нищий, поскольку все зарабатываемые средства либо спускал на свои многочисленные увлечения, либо щедро одалживал. Теперь же авиатор голодал, стыдился своей поношенной одежды и часто ночевал у знакомых и на улице.

По некоторым данным, лишь в 1915 году Уточкина зачислили в Петроградское авиационное училище. В ходе одного из полётов летчик простудился. С воспалением лёгких его положили в психиатрическую больницу святого Николая Чудотворца. Там авиатор и скончался от кровоизлияния в лёгкие в январе 1916 года в возрасте 39 лет.

Плакат перелета «Петербург-Москва». Сергей Уточкин (в среднем ряду слева) среди других участников Первого перелета из Петербурга в Москву, 10—11 июля 1911 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Впрочем, есть и другая версия событий, точнее объясняющая попадание Уточкина в лечебницу для душевнобольных. После начала Первой мировой войны летчик якобы написал великому князю Александру Михайловичу письмо, в котором изложил, что хочет добиться аудиенции, чтобы поговорить об использовании авиации в военных целях. Не дождавшись ответа, Уточкин вновь пошёл в Зимний дворец, откуда был выдворен и помещён в клинику.

Второго русского летчика похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила Сергея Уточкина находится недалеко от мест, где покоятся другие русские авиаторы, погибшие в авиакатастрофах.