Взорванная легенда. Что нужно знать о крейсере «Варяг»

Легендарный бронепалубный российский крейсер «Варяг», которым командовал знаменитый контр-адмирал из Петербурга Всеволод Руднев, был заложен в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. 31 октября 1899 он был спущен со стапелей на воду, в 1900 году был передан в Военно-Морской Флот Российской империи, а в 1901 году вступил в строй.

   
   

Военно-морской флот России в конце XIX века стремительно увеличивался. В строй вступали всё новые корабли, которые впоследствии участвовали в многочисленных боевых действиях. Верфи внутри страны порой не справлялись с заказами военных, которым в итоге пришлось обращаться к специалистам из-за рубежа.

Одна из верфей США в 1898 году и приняла заказ на постройку крейсера «Варяг», которому за свою недолгую историю пришлось, несмотря на огрехи в конструкции, поучаствовать в русско-японской войне, воскреснуть, поменять имя и окончательно упокоиться на дне Ирландского моря, так и не причалив в качестве музея к родному берегу.

Берег Филадельфии

Крейсер «Варяг» по заказу российского флота был заложен на американской верфи «Чарльз Уильм Крамп и сыновья» в Филадельфии в мае 1898 года. Считалось, что сталь в США – лучшего в мире качества. Спустя год и несколько месяцев судно спустили на воду. Это произошло 1 ноября 1899 года.

Корабль передали Военно-морскому флоту России в 1900 году, а уже спустя год ввели в строй – он предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры. Познакомиться с новым судном пожелало и руководство страны. По сведениям историков, император Николай II был настолько впечатлен внешним видом «Варяга», похожего на океанскую яхту, что даже простил строителям недочеты судна.

Императрица Мария Федоровна впоследствии также говорила, что якобы до неё дошли слухи, будто на американской верфи обманули заказчиков из России, использовав при сборке некачественные материалы и котлы.

   
   

О недочетах «Варяга» тогда говорили и многие военные чиновники. В частности, у крейсера был слишком маленький руль для корабля такого водоизмещения, пушки не имели щитов, отсутствовали и оружейные башни. Нарекания вызывал радиотелеграф. Самой же большой проблемой оказалась силовая установка. В США на «Варяг» поставили паровые котлы новой, но недостаточно испытанной системы Никлосса, вместо котлов Бельвилля. Американцы на этом смогли сэкономить. Впрочем, на испытаниях корабль развил большую скорость - 23,5 узла.

Крейсер перед началом русско-японской войны. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда «Варяг» переходил через океан, котлы по какой-то причине начали сдавать. В России придать кораблю резвость специалисты так и не смогли. Когда крейсер прибыл в Порт-Артур, ему уже был необходим капитальный ремонт – у него перегревались подшипники и лопались корабельные трубки. Рекомендованная же ему скорость оказалась всего 14 узлов.

Чарльз Крамп в свою очередь обвинил россиян, что им нужно было самим тщательнее следить за состоянием корабля, а не валить всё на завод, который вложил в «Варяг» немало сил.

Герой Всеволод Руднев

Приказ по Морскому министерству о назначении командиром крейсера «Варяг» Всеволода Руднева вышел в декабре 1902 года.

Всеволод Руднев решился на отчаянный прорыв со своим крейсером. Фото: Commons.wikimedia.org

Будущий герой русско-японской войны появился на свет в семье военного в городе-крепости Динамюнде, который сейчас является районом Риги. После смерти своего отца Федора Руднева, который был героем русско-турецкой войны, перебрался в возрасте 11 лет с семьей в город Любань Петербургской губернии. В 1872 году Всеволод поступает в Морское училище в Северной столице, при этом обучается за счет государства.

Далее были походы по Балтийскому морю, служба на учебном фрегате «Петропавловск», крейсере «Африка» - на нем Руднев совершил кругосветное путешествие. Кругосветку в дальнейшем он повторит и в чине капитана второго ранга в 1895 году на броненосце «Император Николай I».

Впоследствии, перед встречей с «Варягом», в его карьере будут канонерская лодка «Гремящий», броненосец береговой обороны «Чародейка» и эскадренный миноносец «Скат», который пришлось вести в Кронштадт при ужасных погодных условиях.

Службу на Дальнем Востоке Руднев начинает в 1900 году, когда становится помощником старшего командира в Порт-Артуре, являвшимся на тот момент базой Первой Тихоокеанской эскадры. Он участвовал в работах по модернизации.

В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана первого ранга, а спустя год крейсер «Варяг», с которым совершил подвиг, воспетый впоследствии многими поколениями, и принесший ему звание героя русско-японской войны.

Увековеченная битва

Слабые ходовые характеристики построенного в США судна оставили корабль накануне военных действий в корейском порту Чемульпо. Здесь в феврале 1904 года «Варяг» занимался охраной русской миссии и исполнял обязанности стационера на рейде. К крейсеру также в качестве курьера приставили канонерскую лодку «Кореец». Между тем Япония в течение долгого времени форсировала усилия по подготовке к войне, что позволило ей добиться значительного превосходства в силах над дальневосточной группой российских войск.

9 февраля Всеволод Руднев получил от японского контр-адмирала Сотокити Уриу ультиматум, в котором было сказано о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. «Корейцу» и «Варягу» предложили до полудня покинуть рейд, или японская эскадра попросту уничтожит их.

Израненный крейсер после легендарной битвы. Фото: Commons.wikimedia.org

Руднев принял решение прорываться из залива, вступив в неравный бой. После выстрела японского крейсера «Асама», началась часовая битва. Руднев впоследствии рапортовал, что «Варяг» сумел потопить один миноносец и даже повредить «Асаму». Впрочем, в японских архивах о потерях с их стороны указано не было. Российский же крейсер получил порядка 11 пробоин в битве. На «Варяге» погибли 30 матросов и один офицер, еще 191 человек были сильно или легко ранены. На «Корейце» же потерь не было.

Всеволод Руднев посчитал, что корабль уже не сможет продолжать бой, после чего он отправился обратно в Чемульпо. Там команду свезли на нейтральные корабли, а «Варяг» затопили. Канонерскую лодку «Кореец» попросту взорвали.

Через нейтральные порты моряки с двух судов вернулись на родину. Героев в Петербурге встречал император Николай II, вручивший каждому именные часы. Руднев получил Георгиевский крест IV степени, а также чин флигель-адъютанта и эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», который еще только закладывали в Петербурге – им он командовал не долго, поскольку в 1906 году его сменил на мостике Павел Новицкий. Сам же прославленный командир «Варяга» доживал свой век в деревне Мышинки Тульской области, где скончался в возрасте 57 лет в 1913 году.

Воскресили, перекупили и затопили

Затопленный после битвы у Чемульпо крейсер «Варяг» не был забыт противниками. Японцы подняли его в 1905 году, после чего отремонтировали и ввели в строй. Тогда он ходил под названием «Соя». Использовать судно Япония начала для учебных целей. Корабль попутешествовал к Гавайским островам и Северной Америке, а затем вновь попал в Россию.

В 1916 году, когда стороны уже были союзниками в Первой мировой войне, «Варяг» выкупили обратно. Судно включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана – крейсер находился в Мурманске.

Крейсер, поднятый со дна после затопления на службе у Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя ещё год Россия решила отправить корабль на ремонт в Великобританию, но его британцы конфисковали, поскольку советское правительство наотрез отказалось платить по долгам Российской Империи. Далее «Варяг» перепродали фирмам из Германии на слом, а в 1925 году крейсер погиб. Судно при буксировке в Ирландском море налетело на скалы. Далее его попросту разобрали на металл на месте аварии и взорвали.

Остались обломки

В 2003 году журналист Алексей Денисов организовал экспедицию в район гибели «Варяга» и обломки корабля были найдены. Они лежали на дне Ирландского моря в 80 километрах к югу от Глазго и в полукилометре от берега. Крейсер покоился на глубине около восьми метров.

Любопытно, что в экспедиции, за которую затем вручили телевизионную премию «ТЭФИ», сумел принять участие и внук командира крейсера Никита Руднев. Он появился на свет во Франции в 1945 году, куда вся семья перебралась после революции. Внуку Всеволода Руднева удалось спустя 80 лет после гибели корабля прикоснуться к металлу, ставшему реликвией.

Увековечили в культуре

Подвигу корабля, принявшего бой в начале русско-японской войны, почти сразу после битвы посвятил свое стихотворение «Der «Warjag» австриец Рудольф Грейц. Его опубликовали в журнале «Югенд». Спустя пару месяцев, в апреле 1904 года, в России появился его перевод. Вскоре стихи положили на музыку и впервые исполнили на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Корейца» и «Варяга».

Также подвигу крейсера «Варяг» был посвящен фильм, вышедший в 1946 году, режиссером которого выступил Виктор Эйсымонт. К тому моменту сам корабль уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик.

Аллюзию на подвиг экипажа корабля можно заметить и в спектакле «Как я съел собаку» российского драматурга Евгения Гришковца, где он упоминает о гибели российских моряков.

Картина Петра Мальцева, посвященная подвигу моряков. Фото: www.russianlook.com

Также бой крейсера «Варяг» был положен в основу сюжетов повести Игоря Андреева «Прорыв» 1985 года и фантастического Романа Глеба Дойникова «Варяг» - победитель», увидевшего свет в 2008 году.