Юрий Вяземский: «Русская национальная идея – чтоб жизнь мёдом не казалась!»

Программе «Умницы и умники» - 23 года. © / Кадр Первого канала

Американцы бы не поняли!

SPB.AIF.RU: - Юрий Павлович, ваша авторская программа «Умницы и умники» вот уже 23 года выходит на отечественном телевидении и пользуется неизменным успехом. Это тем более приятно, что она, в отличие от подавляющего большинства передач, является не калькой с западных аналогов, а абсолютно уникальной идеей. В чём секрет?

   
   

Юрий Вяземский: - Должен подчеркнуть, что своих, абсолютно авторских программ на наших телеэкранах три. Это «Что? Где? Когда?», КВН и «Умницы и умники». А секрет успеха - в наших зрителях. Которые не ленятся встать в субботу в 9 утра, чтобы посмотреть эту передачу.

Вы не представляете, насколько у нас в стране удивительный, умный, думающий зритель! Помню, несколько лет назад мы с моим другом, профессором Северо-Западного университета США, обсуждали возможность запуска программы, подобной «Умницам», на телевидении Америки.

Так вот, друг меня остановил: «Юра! В Штатах это невозможно! Твоя передача не будет уметь успеха. Потому что ни один американец, когда смотрит на экран, не может думать, что он полный дурак. А когда видишь «Умницы и умники», порой ощущаешь себя полным идиотом».

И тогда я понял, что у нас - уникальная страна, в которой живут умные люди. Которые любят смотреть на других умных людей. И даже если русский человек видит, что кто-то знает больше него, он не чувствует себя дураком, а лишь хочет стать ещё умнее.

Сострадание - от слова «страдать»

- Который год социологи спорят: какой же должна быть национальная идея у такого удивительного народа, как мы?

- Надо понимать, что русский народ, в отличие, к примеру, от тех же немцев, чрезвычайно художественен. Поэтому нами во многом управляет бессознательное, многие решения происходят стихийно и немотивированно.

   
   

В прошедшем году на Параде в честь 70-летия Победы в Москве я был потрясён, увидев шествие Бессмертного полка. Сотни тысяч совершенно разных людей, разного возраста, статуса, национальности шли единой, стройной, мощной лавиной. Никакая агитация и общественные организации не смогли бы взять и организовать такое количество людей. Они сами захотели выйти, движимые какой-то русской национальной идеей.

Её невозможно сформулировать, она внутри нас, она сумбурная и чрезвычайно полифоничная. Мне очень нравятся строчки у Пушкина. «…Отечество почти я ненавидел. Но я вчера Голицыну увидел - и примирён с отечеством моим». Вот это сочетание любви и ненависти и присуще как раз русскому народу. Я имею в виду тех, кто говорит на русском языке, не обязательно быть чистым русским по крови.

И когда нас начинают обижать, когда нас пытаются лишить лица, оно, наше лицо, становится всё более ярким и самобытным. На Западе этого не понимают. Они считают, что можно применить санкции и привести нас в чувство. Они не знают, что тем самым, напротив, заставляют нас проявить характер и ощутить бессмертность. Ведь Россия - бессмертная страна. И чем больнее на данный момент мы живём, тем бессмертнее себя ощущаем. Потому что мы никогда не жили по-настоящему хорошо. Мы такие терпеливые и сострадающие, потому что много страдали.

Сформулировать национальную идею для нашего народа очень сложно. Мы - парадоксальная страна. Самая богатая страна в мире, которая всегда живёт плохо. А давайте представим, что станем жить хорошо? Россия ли это будет? Порой мне кажется, что наша национальная идея - «Чтобы жизнь мёдом не казалась».

- Значит ли это, что у России всё-таки свой, особый путь развития?

- Конечно, как и у всякого большого, талантливого и заявившего о себе народа, у нас своя дорога. У всех народов она уникальная. Вспомним великие цивилизации, ту же эллинскую или римскую. И что? И где они теперь?

Что касается Рима, то на его месте появились три варварских народа, которые изуродовали латынь. В результате появились дикие совсем с точки зрения латыни языки - итальянский, испанский и французский. И потом на этой чудовищной варварской латыни расцвели какие культуры! Так что у каждого народа свой путь.

У русских он большой и сложный. А вот возьмите наших соседей-эстонцев. У них тоже есть свой путь, но он маленький.

И когда они начинают претендовать, что у них такой же путь, как и у россиян, становится смешно. Помню, как меня с жаром убеждал какой-то эстонец: «У нас тоже есть свой Достоевский!»… Нет у них Достоевского. И Толстого у них нет. Может быть, когда-нибудь появится.

Люди, которых можно поставить в один ряд с Толстым и Достоевским, есть в Германии - это Гёте, в Англии - Шекспир, в Италии - Данте, в Испании - Сервантес... Вообще, по моей классификации, наша страна родила 2,5 мировых титана. Это Толстой, Достоевский и пол-Чехова - я беру именно его пьесы. Весь европейский театр вырос из Чехова! Вот это и есть наш путь! Который мы уже прошли, и очень бы хотелось, чтобы он был и впереди.

Шаманская религия Невзорова

- Вы являетесь членом Патриаршего совета по культуре. Вот только в последнее время культура и церковь не очень-то в ладу. Чего стоит передача в пользование РПЦ Смольного собора в Петербурге, попытка таким же образом забрать и Исаакиевский собор, вызвавшая большой общественный резонанс. Вы на чьей стороне?

- Это очень сложный вопрос. Как человек верующий, считаю: то, что создавалось для церкви, должно быть ей возвращено. Но некоторые объекты, как тот же Исаакий, представляют собой также и культурно-историческую ценность. Смогут ли священнослужители ухаживать за ним в полноценном объёме? Поэтому в любой спорной ситуации нужно не вставать в позу, а садиться за стол переговоров. К сожалению, это происходит крайне редко. И вынужден признать, очень часто именно служители церкви демонстрируют яростную нетерпимость.

А ведь за церковью стоит Священное писание. И сам Христос говорил - если ведёшь брата своего в суд, помирись с ним по дороге, пойми его, прости. И единственная ситуация, в которой Христос берёт в руки кнут, - это как раз в храме, когда он приходит туда и видит, что там процветает базар.

- Однажды в интервью нашему изданию Александр Невзоров сказал, что человека от преступлений удерживают вовсе не вера и постулаты из Священного писания, а образованность. А в Бога вообще верят люди недалёкие. Что бы вы ему ответили?

- Не бывает людей неверующих. Каждый человек во что-то верит. Даже тот же Невзоров. Просто он создал собственную религию, абсолютно шаманского плана. В которой есть одно божество - сам Александр Невзоров. Эдакая секта имени самого себя. А вообще мы встречались с ним на одной телевизионной площадке, где он в ответ на мои доводы просто послал меня матом и сказал, что я - тролль.

Зашоренная лошадь

- Вы много общаетесь с новым поколением. Как охарактеризуете нашу молодёжь?

- Новому поколению ребят, по большому счёту, очень повезло. У них есть то главное, чего не было у нас. Свобода. С другой стороны, им намного сложнее. За всё приходится платить. Это как с лошадью. Когда она в шорах, она ничего не видит, но ничто её и не пугает. Она почти счастливая кобылка. Когда же ты шоры снимаешь, животное начинает замечать то, что видеть бывает страшно, шарахаться, дёргаться и закусывать удила. Счастье - это одно. Свобода - это другое. Свобода - всегда тяжёлое испытание и очень большая ответственность.

Но России она, по-моему, совершенно необходима. Это в нашем национальном характере, потому что мы открыты и сострадательны. А наши молодые люди должны быть свободными, а значит - умными, чуткими, переживающими, а не счастливыми и зашоренными, как та самая лошадь.