Забытый крейсер. Почему «Ленинград» оказался не нужен российскому флоту

Второй и последний противолодочный крейсер «Ленинград» проекта 1123 вошел в состав Военно-морского флота СССР 47 лет назад – 22 апреля 1969 года.

   
   

SPB.AIF.RU рассказывает о судьбе военного судна, которое успешно участвовало в спасении подлодки и разминировании Суэцкого канала, но во времена перестройки оказалось не нужным руководству страны и уничтожено.

Гибель подлодки

«Ленинград» - второй корабль серии. Первым был «Москва», который спустили на воду в январе 1965 года. Судно, получившее название в честь Северной столицы, строилось быстрее предшественника, а экипаж освоил его с легкостью. Впрочем, специалисты признавали, что в отношении вооружения вертолетоносец был слаб. Против наводных кораблей «Ленинград» был беззащитен, а в отношении подводных лодок ударный потенциал оказался ограниченным. По большому счету, крейсер стал экспериментальным судном, поскольку главной его задачей стал вывод в мировой океан советской палубной авиации. «Ленинград» стал плавающей школой военных лётчиков и в этом плане полностью выполнил свою задачу, тем самым дав импульс к построению в дальнейшем мощных авианосцев.

Первым командиром крейсера стал капитан 1 ранга Михаил Звездовский. Он пришел с Северного флота, где до этого возглавлял экипаж эсминца «Жгучий». Члены команды «Ленинграда» вспоминали, что судно от Звездовского получило определённый заряд фортуны – корабль ни разу не сел на мель, не возникло ни одного пожара. При этом экипаж запомнил своего командира как человека интеллигентного, тактичного и желающего как можно глубже разобраться во всех нюансах вверенного ему вертолетоносца.

В июне 1969 года судно вошло в состав 21-й бригады противолодочных кораблей Черноморского флота. «Ленинград» был самым мощным и крупным кораблём в бригаде, поэтому ему досталась ноша флагмана. Весной следующего года крейсер был привлечён к учениям «Океан-100», проходившим в Средиземном море, как наиболее «горячем» на тот момент в политическом отношении регионе. Под руководством Главнокомандующего ВМФ Сергея Горшкова в манёврах приняли участие силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни боевых единиц — надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, десятки вспомогательных судов, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО. Впервые в истории советского флота к участию в манёврах было привлечено большое количество атомных подводных лодок, вооружённых баллистическими и крылатыми ракетами, самонаводящимися торпедами.

Шторм не дал крейсеру подойти к аварийной подлодке. Фото: Commons.wikimedia.org

«Ленинграду» удалось в ходе двух поисковых операций в ходе учений обнаружить две неизвестные подводные лодки.

Однако крейсеру предстояло выполнить ещё одну нелегкую задачу. 15 апреля 1970 года капитан судна Михаил Звездовский получил приказ отправиться в Бискайский залив. Туда также послали большой противолодочный корабль «Отважный». В заливе авария случилась с советской атомной подводной лодкой К-8. «Ленинграду» и «Отважному» пришлось вести поиск в условиях восьмибалльного шторма. В конечном итоге судам, безуспешно искавшим подводников в течение пяти суток, было приказано следовать в Североморск для планового ремонта. Вдобавок «Ленинград» у Фарерских островов попал в сильный шторм и получил легкие повреждения.

   
   

На К-8 из-за пожара погибло 52 членов экипажа. Это была первая потеря советского атомного флота. В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине 4680 м, в 490 км к северо-западу от Испании.

Вредная привычка Брежнева

К середине лета 1971 года экипаж «Ленинграда» насчитывал уже 365 отличников боевой и политической подготовки. Как флагману Черноморского флота крейсеру выпал жребий принять у себя высшее руководство СССР. 4 августа на корабль приехал посмотреть лично генеральный секретарь Леонид Брежнев в сопровождении высокопоставленных чиновников и военачальников. Несколько кораблей вместе с «Ленинградом» вышли в открытое море, продемонстрировав советским руководителям запуск ракет и поиск подводных лодок.

Для Брежнева с делегацией был накрыт стол на соседнем корабле «Ангара», где было просторнее. «Ленинград» всё же оказался тесноват. Однако Леонид Ильич настолько остался доволен пребыванием на крейсере, что распорядился банкет устроить там.

По воспоминаниям писателя Андрея Лубянова, приведенным в книге «Противолодочный крейсер «Ленинград», насладившись макаронами по-флотски и несколькими рюмками водки, Брежнев вышел на вертолётную площадку, где уже организовали сцену, на которой тут же появились заслуженные артисты. В итоге веселье вылилось в небольшой казус. Генеральный секретарь, слегка разгоряченный спиртным, оригинально поприветствовал моряков: «Здравствуйте, товарищи краснофлотцы». Видимо для Брежнева моряки-черноморцы ассоциировались только с краснофлотцами. Команда корабля  после секундного замешательства выдала: «Здравия желаем!». Насладившись концертом, Брежнев, являясь заядлым курильщиком, опустошил свою пачку ароматизированных сигарет «Новость». Однако никотиновый голод генеральный секретарь вдоволь не утолил. Ни у кого из делегации такой марки сигарет не было, поэтому начали делать опрос среди членов экипажа. «Новости» оказались лишь у главного боцмана крейсера Павла Залогина, но он наотрез отказался их отдавать первому лицу государства, заявив, что курева совсем нет, а в море находиться еще долго. Брежнев затребованных «Новостей» в тот раз так и не получил.

Брежневу на крейсере не досталось сигарет. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, в голове генсека в тот день появилась ещё одна экстравагантная задумка – прямо на крейсере прибыть в свой дом в Ливадию. Чудом Брежнева удалось отговорить от этой затеи, хотя генсек, разгневанный на своих спутников, предупреждающих Леонида Ильича об опасности такого маневра, решил уже нырнуть в воду и добраться до берега вплавь сам.

После того, как делегация на катерах отбыла в Ялту, «Ленинград» вернулся в порт. У некоторых членов экипажа были фотографии после того визита. Уже на следующией день на крейсер нагрянули сотрудники КГБ и все материалы изъяли. О том посещении осталось лишь несколько редких снимков Брежнева.

Разминирование канала

В 1971 и 1972 годах «Ленинград» снова находился на Средиземном море, где принимал участие в учениях «Юг-71» и «Вымпел». В январе 1972-го он нанес деловой визит в египетский порт Александрия.

В Северной Атлантике весной 1972 года случилась серьезное ЧП на атомной подлодке К-19. На помощь отправили вертолетоносец «Ленинград». Вновь сильный шторм не давал крейсеру подойти к субмарине, все спасательные работы в сложнейших условиях выполняли вертолётами. В конце концов, К-19 была спасена и 31 марта прибуксирована в Кольский залив. В числе сопровождавших ее кораблей на Северный флот прибыл и «Ленинград». Всего за время проведения спасательных работ вертолеты крейсера совершили 100 полетов.

Самой же яркой страницей в истории «Ленинграда» стала боевая операция по разминированию Суэцкого канала, которая прошла в 1974 году. По заливу не ходили корабли с 1967 года, когда Синайский полуостров захватил Израиль. Египет выставил в Красном море и Суэцком канале большое количество мин. Всё это делалось преимущественно в тёмное время суток и без особого плана. Взрыв мог произойти теперь в любом месте -  точных данных ни о количестве мин, ни о координатах заграждений, ни о кратности и срочности взрывателей не было.

Египет сам пытался очистить Суэцкий канал от мин, но потерял два тральщика и попросил помощи у СССР.

Советское руководство и командование ВМФ направило в Красное море отряд тральщиков Тихоокеанского флота и крейсер «Ленинград», которому предстояло отработать принципиально новую схему противоминной борьбы. Основная надежда возлагалась на шнуровые заряды, укладываемые вертолетами Ка-25 и после подрыва вызывающие детонацию донных мин. Для буксировки неконтактных тралов различных типов решили использовать более мощные вертолеты Ми-8, включенные в состав авиагруппы крейсера наряду с Ка-25. В июле 1974 года «Ленинград» уже под командованием капитана 1 ранга Юрия вышел из Севастополя и, обойдя вокруг Африки, прибыл в египетский порт Хургада. Операция по разминированию продолжалась более двух месяцев - с 4 августа по 14 октября. Вертолетная эскадрилья «Ленинграда»за это время совершила 188 боевых вылетов на траление мин, проведя в воздухе 339 часов. Вертолеты уложили 10 шнуровых зарядов, провели одно траление контактным тралом, подорвали одну мину самостоятельно и четыре - вместе с тральщиками. В Севастополь «Ленинград» вернулся 6 декабря 1974 года.

Разобрали по кускам

Впоследствии прославленный крейсер ждали боевые службы в Средиземном море, визиты в Александрию, Дубровник и югославский Сплит. Было в его истории совмещенное с боевой службой дальнее плавание вокруг Европы на Балтику и обратно в 1980 году. В июне «Ленинград» встал на Неве на бочку. Это был последний визит корабля в город, в честь которого он и получил название.

1 августа 1981 года «Ленинград» ушел из Севастополя на Балтийское море, где принял участие в маневрах «Запад-81» Затем он осуществлял слежение за иностранными подлодками на Средиземном море, вместе со сторожевым кораблем «Безукоризненный» нанес визит в Эль-Джазаир (Алжир).

Три года крейсер простоял без дела. Фото: Commons.wikimedia.org

Также в середине 1980-х участвовал в совместных советско-кубинских маневрах в Мексиканском заливе и учениях «Заслон-84» по поиску атомных подводных лодок в открытом океане, а далее «Ленинград» выполнял правительственное задание по разминированию акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии.

После серьезного ремонта прошли две боевые службы в Средиземном море, ситуация в стране начала меняться. «Ленинград» хотели поставить на капремонт, но финансирование флота тогда сильно урезали. 24 июня 1991 года было решено, что крейсер больше не нужен. Судно исключили из состава флота, команду расформировали, а далее «Ленинград» отправили вглубь Северной бухты, где он простоял несколько лет.

В августе 1995 года крейсер, некогда представлявший мощь советского флота, на буксире увели в Индию. Здесь «Ленинград» был уничтожен – корабль разделали на металл.