Из-за сложностей в геополитике с местного рынка ушли многие иностранные бренды одежды. Для россиян это шанс лучше узнать местных производителей, в том числе тех, чьи имена давно на слуху в мировой индустрии моды. Время возможностей пришло и для возрождения народных промыслов и ремесел, которые до сих пор создают уникальные вещи для мира дизайна и красоты.
Импортное – не значит качественное
Кружева, вышивка золотом и необычным орнаментом, особые виды строчек и швов обывателям могут казаться лишь элементами старины, которые привыкли видеть на выставках и музеях. Однако и сегодня они используются для коллекций одежды, которая ценится в узком кругу, а теперь могла бы найти отклик в сердцах лояльного потребителя, перестраивающегося на отечественную продукцию. Покорить обладающих вкусом россиян может и одежда местных дизайнеров.
Так, амбассадор проекта «АРТистократия», знаменитый историк моды и коллекционер Александр Васильев считает, что изделия народных промыслов могут быть модными, актуальными, востребованными широкой аудиторией, а работы российских дизайнеров прекрасно способны заместить выпавшие с рынка иностранные бренды.
«В России всегда будет сохраняться интерес к моде, независимо от экономической ситуации. Уверен, что голым никто ходить не будет. Сейчас мы должны поддержать тех, кто на отечественном рынке создает одежду, популяризировать прекрасное народное творчество, которое осталось во многих регионах и заполняет российский рынок. В противном случае китайские копии тяжелого и мелкотяжелого люкса заполнят местный рынок, а российские покупатели рискуют, заплатив много, получить подделку», – рассказал Александр Васильев на круглом столе в пресс-центре «АиФ», посвященном проекту «Выбирай родное».
По мнению эксперта, местным производителям нужно будет доказать потребителю, что их продукция не уступает импортной. Не секрет, что россияне привыкли думать: зарубежное – значит качественное. А это далеко не всегда так.
Отсюда «выросла» и другая тенденция: называть российские бренды на иностранный лад, иначе будет сложно продать. Из-за этого россияне иногда не подозревают, что за полюбившимся им иностранным брендом на деле скрывается российский производитель. К слову, иноязычные названия местные дизайнеры используют в том числе для того, чтобы выйти на международный рынок и составить там конкуренцию, причем небезуспешно.
Не хватает специалистов
Одна из основных проблем, с которой теперь столкнулись российские производители, – это дефицит тканей и фурнитуры. Да что там: дизайнеры признаются, что даже нитки приходится завозить.
«У нас производится огромное количество отечественных тканей, но больше для технических нужд: например, байка больничная, брезент палаточный и полотно вафельное. Все это, несомненно, нужно. Но для мира моды, который капризен, требуются редкие ткани, как правило, это Италия. Альтернативы по их производству в нашей стране пока нет, и если эти выработанные десятилетиями связи из-за санкций оборвутся, местная текстильная промышленность может пострадать», – отметил Васильев, подчеркнув, что пока ситуация «не настолько тяжела».
Второй момент – дефицит кадров и мастеров высокого уровня в кружевоплетении, золотной вышивке, шитье и многих других уникальных промыслах. Специалистов, которые умели бы работать со льном, различными видами мережки, вышивкой золотом, плотными трикотажными тканями, сейчас очень мало. По мнению историка моды, учебным заведениям среднего звена необходимо обратить внимание на перепрофилирование и профпереподготовку кадров в этой сфере: это ремесло, которое будет востребовано и возродит уходящие традиции художественных промыслов и ремесел.
Чем может помочь государство?
Слова мэтра подкрепляют примеры дизайнеров и производителей Северо-Западного региона. Так, петербургский модельер Янис Чамалиди, дважды становившийся Дизайнером Года и вошедший в Топ-100 дизайнеров, по мнению журнала Vogue, рассказал, что использовал, в основном, итальянские ткани самого высокого класса.
Другая проблема в том, что местная текстильная промышленность привыкла работать с большими объемами и готова поставлять от трех тыс. метров на артикул, тогда как производителям дизайнерской одежды столько не нужно. Для сравнения: итальянские производства были готовы поставлять от 300 метров и давали до года отсрочки платежа. Нужно ли говорить, что местные производства работают только по предоплате.
«Нам придется перестроить сознание фабрик, и сделать это будет крайне сложно. Должны появиться заинтересованные инвесторы, которые не только научат местных производителей, как создавать аналоги итальянских тканей, но и сделают мощные вложения в этот рынок, чтобы насытить его. Сейчас это кажется невозможным. Но мы настроены очень позитивно и будем создавать роскошь-красоту и просто креативный дизайн», – сказал Чамалиди.
«Мы сами организовали обучение вышивальщиц, поскольку нужных нам специалистов не выпускают местные техникумы. Во время подготовки мы выплачиваем им стипендию, по сути, взяв на себя в этом функцию государства. Уже обучили более 150 человек, но только четверть из них остается потом на предприятии. Я не могу позволить себе обучать десятками персонал для других производств – этим должны озаботиться власти», – отметил предприниматель. На фабрике «Крестецкая строчка» также используют дорогостоящие импортные ткани и оборудование, доставка которых сегодня стала крайне проблематичной.
«Но продажи есть, мы видим, что есть перспективы, есть развитие. Важно содействие государства, если оно заинтересовано в развитии предприятий народного художественного творчества», – подчеркнул Георгиев.
Еще один знаковый пример сохранения народных традиций в России – предприятие «Городецкая золотная вышивка». Местные мастерицы занимаются пошивом одежды, изготовлением народно-художественных платков и палантинов с исконно русским орнаментом и стилистикой, сувениров и панно. Здесь и сегодня используют техники вышивки, пришедшие на Городецкую землю из глубины веков, чтут традиции орнамента сказочных «разметных трав» и растительных мотивов.
Среди мер поддержки, которые производители ждут от государства в наступившие непростые времена, – компенсация затрат на аренду производственных и торговых площадей, развитие текстильной промышленности, предоставление льготных кредитов, подготовка профессиональных кадров. Все это окупится сторицей рабочими местами, налогами, развитием культуры родной страны, возрождением школы ручных ремесел. Пока же местные дизайнеры тестируют турецкие и индийские ткани и не видят трагедии в уходе с рынка импортных брендов, поскольку уверены, что смогут достойно их заменить.