Перелом наступил? Эксперт рассказал о завершении пика по COVID-2019

С 1 июня ношение масок и перчаток на улицах Петербурга перестало быть обязательным. Послабления вводятся и в Москве. © / pixabay.com

С 1 июня Санкт-Петербург и Москва переходят к поэтапному снятию ограничений, принятых из-за распространения COVID-2019. Долгожданная свобода не за горами, однако говорить о том, что коронавирус попросту «исчезнет», не приходится.

   
   

Снижение прироста

Антирекорд в России пришелся на 11 мая, когда за сутки было выявлено 11 656 случаев заболевания коронавирусной инфекцией. По словам эксперта Центра молекулярной диагностики (CMD) ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Михаила Лебедева, текущая ситуация располагает к мыслям о том, что Россия уже переживает завершающую стадию пика.

«Можно сказать, что циркуляция вируса среди населения уже уменьшилась. В Москве, кстати, это заметнее, чем в Петербурге: ежедневный прирост уменьшается. Помните, когда в столице он достигал шести тысяч? Сейчас прирост там весьма сильно снизился. Существует также такой показатель, как коэффициент распространения инфекции в регионе. Высчитывается он следующим образом: берутся последние восемь дней наблюдения, определяется число зарегистрированных инфицированных за первые и последние четыре дня. Сумма за вторую половину делится на сумму за первую половину. Если полученное число меньше единицы, то это очень хорошо: один человек в текущей ситуации может заразить только одного человека. Это очень важный признак. И в Петербурге, и в Москве этот показатель меньше единицы», - объяснил ученый.

Печальная слава

Москва с самого начала занимает печальную пальму первенства по количеству случаев, обгоняя все российские регионы. Однако, отметил Лебедев, эта ситуация вполне объяснима.

«Москва – перекресток всех дорог. Ведь первые инфицированные приезжали из-за границы, при чем это были не только москвичи. К тому же российская столица - мощнейший транспортный узел с огромным населением, поэтому ничего удивительного в этом нет. К тому же в Москве еще и огромный охват тестированием, и много бессимптомных, которые идут как заболевшие», - заявил специалист.

   
   

Переломный момент

Лебедев заметил, что прогнозировать дальнейшее развитие ситуации с эпидемией затруднительно: во многом это зависит от сознательности людей. Тем не менее, медики не оставляют надежд на самые позитивные изменения.

«Далеко забираться не будем, но, скорее всего, перелом уже наступил. Сейчас мы надеемся, что к концу июня и июля эпидемия закончится. Но это вовсе не означает, что инфицирование остановится. Скорее всего, коронавирус с нами надолго», - подытожил специалист.

Из Петербурга в Москву

С 1 июня в Москве введено обязательное ношение средств индивидуальной защиты. При этом жителям столицы вернули долгожданные прогулки, которые, правда, будут строго нормироваться. Открываются автосалоны и магазины непродовольственных товаров.

В Петербурге с первого дня лета ношение масок и перчаток теперь имеет рекомендательный характер, также открываются нотариальные и юридические конторы.

Долгожданная вакцина

Пока власти думают над поэтапным снятием ограничений, фармакологи вовсю работают над вакциной. Ранее директор компании Biocad Дмитрий Морозов заявлял, что уже летом могут начаться испытания, а к осени уже можно выйти на вполне крупномасштабное производство в размере 5-6 млн доз в месяц. Как считает главный научный сотрудник Института молекулярной биологии им. Энгельгардта Российской академии наук, руководитель Центра высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины, профессор РАН Дмитрий Купраш, названные сроки хоть и сжаты, но вполне осмысленны.

«Первую половину лета у них займут опыты на животных. Это сжатый срок, но вполне достаточный. Испытания на людях многоэтапны: сначала идут добровольцы, затем - группы высокого риска. Чтобы все это запустить и проводить, необходимы уже произведенные и наработанные миллионы доз вакцин. А для успешной вакцинации населения к окончанию испытаний требуется производство соответствующих мощностей. Если испытания провалятся, то произведенные запасы вакцины придется выбросить. Но это осмысленный коммерческий риск: без готового производства компания не сможет заработать денег. Они ведь не альтруисты, хотя и делают исключительно важное для страны дело. Не один Biocad так делает, в разных странах мира производство вакцины запускается задолго до окончания испытаний», - рассказал Купраш.