Письма из танка: «Я не ручаюсь, что вернусь»

Виктор Иванович Чулков, погиб при прорыве блокады Ленинграда. © / АиФ

Виктор Иванович Чулков был убит под Марьино, в деревне Пильная Мельница 20 января 1943 года (в январе 1943 г. именно здесь была проломлена оборона западного фаса германского мгинско-синявинского выступа, что привело к прорыву блокады Ленинграда. - Ред.). До войны служил заведующим гаражом - каким, где - информации нет. Осталась только фотография 1938-го, где он в шинели стоит рядом с одной из своих машин. Виктор Иванович считался ценным сотрудником - у него была бронь, воевать он мог не идти. Но, как и большинство защитников Ленинграда, с 22 июня 1941 года добровольцем поступил на службу - в 3-й полк аэростатов заграждения (АЗ), входившего в состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский военный округ), где работал в должности младшего воентехника.

   
   

Виктор Иванович регулярно писал своей жене, которая с двумя маленькими дочерьми за пару недель до войны уехала на лето к сестре в Сибирь.

В 1942-м Чулков окончил курсы «младшего комсостава танковых войск»: «Буду служить в автобронетанковом полку» (письмо от 31.07.1942). Младшие танковые специалисты - командиры танков, механики-водители, командиры орудий, радисты-пулеметчики - готовились в учебных батальонах и школах младшего командного состава. К декабрю 1942 года Виктор Иванович уже командовал танковым взводом: «Командую взводом танков, новыми, как их называют, «генеральскими». Так называли Т-34, имевшие меньший боекомплект и оснащенные радиостанциями большой мощности РСБ-Ф с зарядными агрегатами. Служил он в 10-м отдельном танковом батальоне 152-й отдельной танковой бригады.

До войны был заведующим гаражом, а к декабрю 1942-го уже командовал взводом танков. Фото: Из личного архива

«Не ручаюсь, что вернусь»

Незадолго до смерти Виктор Иванович писал: «Сейчас идет тяжелая война, первоклассная техника против первоклассной техники. Я облачился в могучую экранированную броню, изучил сложную первоклассную машину, технику ведения боя сложных механизмов. Если гибнет машина, гибнет и экипаж за некоторым исключением. Я не ручаюсь, что вернусь…»

Так и случилось. Через месяц после этого письма Чулков и десятки тысяч его сослуживцев, сражавшихся за блокадный город и его жителей, погибли под огнем противника при прорыве блокады Ленинграда.

Прямая речь: завоюют Ленинград - рухнет сопротивление

В одном из своих интервью знаменитый фронтовик, писатель и почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин, воевавший в том числе на Ленинградском фронте и тоже имевший за плечами учебу в танковом училище, говорил: «[Гитлер] считал, что корни большевизма - в Ленинграде и наметил его по плану «Барбаросса» самым важным объектом наступления. Фюрер считал: если Ленинград будет завоеван - рухнет сопротивление. 

   
   

Были два важнейших очага сопротивления в истории Великой Отечественной войны: Сталинград и Ленинград. Сталинград - это военное сопротивление, а Ленинград - духовное. Стойкость и армии, и населения. Тогда мы не знали, а после войны выяснилось, что Ленинград вдохновлял солдат на других фронтах страны. 900 дней! Ни один город в истории Второй мировой войны не выдержал столько окружений!»