Поколение Covid? С какими проблемами столкнулась современная молодежь

Право на свободное передвижение - отличительная черта нового поколения. © / pixabay.com

​Сейчас формируется новое поколение молодежи, пережившей пандемию, которое уже называют Covid generation. Им пришлось столкнуться с онлайн-образованием, стрессом из-за изоляции, потерей доходов и массой других проблем. Как это может отразиться на будущем молодых людей рассказала директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге профессор Елена Омельченко.

   
   

Принуждение к онлайн

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Как вы оцениваете проблемы, которые появились у молодого поколения при пандемии?

Елена Омельченко: На самом деле дать какое-то четкое определение поколению можно только в исторической перспективе. Внимательно изучив все изменения, которые с ним произошли. Мы же пока находимся в самом эпицентре событий, и как они будут развиваться дальше - точно не знаем. Однако некоторые проблемы уже очевидны.

Причем они разные в зависимости от группы молодежи: школьники, студенты, молодые бизнесмены - все пострадали по-своему. Для школьников ситуация была близка к «военной» - понадобилась срочная мобилизация ресурсов, к которой мало кто оказался готов. Плохая техническая обеспеченность, отсутствие навыков в онлайн-образовании со стороны учителей, невозможность некоторых родителей организовать учебный процесс дома… Все это превратило уроки в пытку для многих.

В высших учебных заведениях все было гораздо проще: платформы для онлайн-обучения активно использовались и до пандемии. По крайней мере в петербургских и московских вузах. Мы справились, но студенты и преподаватели получили большой стресс. 

Если говорить о работающей молодежи, имеющей свой бизнес, там последствия тоже оказались менее катастрофичными, чем казалось в начале пандемии. По большей части благодаря солидарности молодых. Многие предприниматели отметили, что их бизнесу удалось выжить только при поддержке клиентов.

Сейчас большинство говорит о колоссальной усталости от «принуждения к онлайн» во всех сферах жизни - психологически это переживается очень тяжело. Ведь одно дело использовать гаджет для развлечения, просмотра картинок и видео, другое - полностью заменить им занятия в аудитории, встречи с друзьями и даже празднование дней рождений и выпускных.

   
   

- Как ваши студенты отреагировали на то, что после стольких лет учебы вместе выпускной вечер им пришлось отмечать в ZOOM (программа для удаленной конференц-связи. - прим.ред.)?

- Выпускной для школьников, бакалавров и магистров в онлайн-формате - это шок. Однако он может запечатлеться в памяти как необычное приключение, если ситуация с пандемией станет небольшим эпизодом в их жизни, займет промежуток в 6-8 месяцев. Если все это продолжится, затянется на год и дольше, станет частью рутины - то, безусловно, полностью изменит мировоззрение молодых людей, их жизненные планы, ценности.

Усталость от общения в сети будет только нарастать, и дистанционный выпускной уже не будет казаться таким веселым. Разработчики онлайн-коммуникаций это понимают и активно модифицируют свои платформы, пытаясь добавить в них видимость реальной жизни. Уже сейчас, например, можно изменить фон, применить опцию «поднять руку»... Вскоре обещают формат, когда люди во время онлайн-конференции будут появляться на экране не в традиционных «окнах», а сидеть на стульях, как в обычной аудитории. Все это позволит минимизировать эффект разговора с экраном.

Также стоит отметить, что нарастает усталость и самой изоляции, невозможности путешествовать. Право на свободное передвижение - отличительная черта нового поколения.

Прелесть «наружи»

- Выходит, что современная молодежь, которая до пандемии часами сидела в гаджетах, сегодня от них устала?

- Именно так. И хотя, как говорит героиня известного мультфильма Масяня, «наружа - это насилие, болезни, политика, грязь, вирусы, хамство, воровство», - ее прелесть возрастет. На какой-то период вырваться из дома будет важно, а активность в интернете снизится. Но когда пандемия уйдет, все вернется на свои места.

Нужно понимать, что гаджеты - уже часть нашей повседневности, молодежь от них «уберегать» бесполезно. Да, есть крайние формы зависимости, которые требуют медицинского вмешательства, они встречаются нечасто. К слову, ситуация с коронавирусом значительно усилила цифровое неравенство. Вопрос доступа к качественной связи, хорошим гаджетам сегодня может стать судьбоносным.

- По данным ЮНЕСКО, около полумиллиарда детей во всем мире не смогли учиться дистанционно именно из-за отсутствия технических средств, а почти 10 млн не вернутся в школы и после пандемии. Грозят ли такие последствия России? Ведь даже в небедном Петербурге многим школьникам всем миром собирали деньги на компьютеры.

- Думаю, что таких проблем не будет - Россия все же не в отстающем секторе. Эти данные актуальны для бедных государств со слабой медицинской и образовательной системой. Однако и некоторые российские дети оказались исключенными из образовательного процесса из-за недоступности технических средств. Если ситуация затянется, отдельные ученики, особенно с периферии, не смогут вернуться к учебе. Но здесь обязаны сработать комитет по образованию и социальные службы. Должна быть возможность пролонгировать обучение, вернуться к пропущенному, обеспечить детей компьютерами. 

Из Ленобласти - в Гарвард

- Насколько увеличится популярность и доступность онлайн-образования после пандемии? Ведь это так заманчиво: живя в Ленобласти, закончить Гарвард…

- Дистанционное образование - перспективная модель, но она не может быть единственной. Самое оптимальное - это совмещение, где 75% будут занимать стандартные живые лекции, потому что полноценного общения с преподавателем гаджет заменить не может. Да и смысл обучения, будь то Гарвард или Высшая школа экономики, заключается ведь не только в получении знаний, но и в общении со сверстниками, познании другой культуры, языка (если речь о зарубежном вузе). Поэтому образование не может перейти в исключительно дистанционное пространство. Однако если мы вновь будем вынуждены это сделать из-за пандемии, то, на мой взгляд, нам удастся достойно продержаться до лучших времен.

- А как сами студенты оценивают свое будущее в столь нестабильной ситуации? Ведь у многих этим летом сорвалась не только поездка за границу на море, но и поступление в зарубежный вуз.

- В силу политических, социальных обстоятельств в стране и мире молодое поколение и до пандемии предпочитало не загадывать далеко на перспективу. Максимум - на 2-3 года. Сейчас эти сроки оказались сжаты до месяцев или даже недель. Никто не может дать более-менее адекватных прогнозов о развитии ситуации - как будут себя чувствовать экономика, система образования, рынок труда… Такая подвешенность вызывает дополнительный стресс. Добавьте сюда беспокойство за здоровье своих близких - это отмечают большинство наших студентов.

Безусловно, многие выпускники были вынуждены поменять свои планы, в том числе по выбору будущей профессии, отложить реальный переезд в другой регион или за границу. Для петербуржцев, у которых есть возможность получать двойные дипломы, это оказалось особенно болезненным. Но мы все же рассчитываем, что пандемия - лишь временное испытание в нашей жизни.

И Covid-19 не станет определяющим фактором для сегодняшнего молодого поколения.