Потеснят? На месте бывшего рубежа «Ижора» хотят построить парковку и храм

«Ижора» - единственный в городе оборонительный комплекс, который сохранился нетронутым. © / Музей «ДОТ рубежа "Ижора"»

Парковка и новый храм могут появиться на месте бывшего рубежа «Ижора». Это единственные укрепления - со всеми траншеями, землянками, огневыми точками, - сохранившиеся в нашем регионе со времен Второй мировой.

   
   

Народный музей

Данная информация появилась на сайте комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) и стала неприятным сюрпризом не только для местных жителей, но и для главы МО № 72, члена районной комиссии по землепользованию и застройке Павла Швеца.

«Это единственный в городе оборонительный комплекс, который сохранился нетронутым. Мы собирались воссоздать его. Еще в 2014 году по нашей просьбе мастерская архитектора Рафаэля Даянова разработала соответствующую концепцию. А вдоль мемориального комплекса хотели проложить экотропы для туристов - по подобию Линии Сталина в Белоруссии. Более того, с 2014 года в ДОТе (долговременная огневая точка) № 204 оборонительного рубежа «Ижора» существует народный музей, который полностью воссоздан силами энтузиастов», - рассказал «АиФ» глава муниципалитета.

Однако такие планы полностью расходятся с идеями некоего ООО «Просторы-2» - именно эта компания выступила заявителем по реализации нового проекта на данной территории. На сайте КГА можно увидеть заключения различных городских комитетов, всеми ведомствами дан зеленый свет. Глядя на схему, видим, что в зону строительства нового храма попадает край опорного пункта рубежа «Ижора».

А парковка на 30 машин «съедает» почти половину дороги, которую построили местные жители от улицы Димитрова к ДОТу. Любопытно, что напротив уже возводится еще один храмовый комплекс - Святого Великомученика Дмитрия Солунского. По словам его настоятеля, отца Даниила, он не знает, кто инициатор стройки.

А церковь знает?

Павел Швец и группа единомышленников обратились к главе района: в официальном письме они просят организовать встречу с проектировщиком, заявителем проекта. Также отправлено письмо в КГА.

   
   

«Мы хотим узнать, имеет ли епархия отношение к данной стройке. Если нет, это мошенничество, на своей практике я уже подобное встречал», - уверен Швец.

Ратуют за сохранение рубежа и историки.

«Живая натура стремительно уходит, - говорит профессор Института истории, доцент, доктор исторических наук Кирилл Назаренко. - Даже сохранившиеся ДОТы (а их не так много) выдернуты из исторического контекста, стоят посреди улицы. Сейчас мы должны держаться за каждый памятник: любой компромисс будет во вред. Неправильно строить что-либо рядом».

«Недопустимо подвергать риску исторические ценности, которых осталось крайне мало, - согласен с коллегой военный историк, киноконсультант Артем Кокин. - А вот с церквями в Петербурге дела обстоят намного лучше, чем с подлинными свидетельствами Великой Отечественной, особенно в виде фортификационных сооружений.

Отметим, что с 2015 года на территории города 75 ДОТов стали памятниками регионального значения. Правда, есть нюанс - памятником считается лишь сам ДОТ, но не территория вокруг него».

Из первых уст

Рядом с Гатчиной может появиться новый мемориал - с таким предложением на расширенном заседании президиума Российского исторического общества выступил губернатор 47-го региона Александр Дрозденко.

«На территории Ленинградской области действовал страшный концентрационный лагерь. Он находился под Гатчиной, в нем содержались дети. У них выкачивали кровь для фашистов, прежде всего для офицеров, для специальных войск карателей. Немцы очень боялись, что мировая общественность узнает про это ужасное место, поэтому при отступлении пытались уничтожить следы. Но правду узнали… Я предлагаю создать мемориал именно на территории этого бывшего концентрационного лагеря, - сказал руководитель региона.

Как отметил на заседании председатель общества Сергей Нарышкин, еще в прошлом году Российское военно-историческое общество и Российское историческое общество выступили с совместной инициативой о создании мемориального комплекса в память о мирных жителях СССР, ставших жертвами геноцида со стороны немецко-фашистской Германии. Этот масштабный проект получил поддержку президента России».