Притянуть туристов. Как сделать Петербург привлекательнее?

Туристический потенциал Санкт-Петербурга сложно переоценить. В нашем городе есть всё, так что путешественники из любого уголка земного шара могут найти себе развлечение по душе.

   
   

Но как привлечь ещё больше туристов в город? И почему недостаточно быть просто культурной и исторической столицей? Об этом мы поговорили с врио председателя комитета по туризму Наной Гвичия.

Алина Клименко, spb.aif.ru: Нана Маргушевна, наше интервью проходит на полях ПМЭФ и одна из основных тем этого года — точки роста внутреннего туризма. Что в этом разрезе можно сказать о Санкт-Петербурге?

Нана Гвичия: Наш город всегда занимал лидирующие позиции в сфере туризма, Петербург выбирали как российские, так и иностранные путешественники. За последние два года число зарубежных туристов сократилось, но число россиян, которые едут в Северную столицу, чтобы увидеть достояние страны, выросло. Важен ведь не только сам факт путешествия, а, как и говорил наш президент Владимир Владимирович Путин, необходимо показывать и рассказывать жителям России о культурном наследии, которое хранит Петербург.

2023 год оказался для нас невероятно удачным, Петербург посетили почти 9 миллионов туристов (для сравнения — до пандемии город принимал 10 миллионов путешественников, половина из которых были иностранцами). Чтобы достичь таких показателей, мы прилагали большие усилия, потому что недостаточно просто иметь историческое наследие и музеи. В России высокая конкуренция среди городов, и поэтому мы расширили туристские предложения, разработали новые программы для каждой категории путешественников. А в Петербург едут не столько группы, сколько индивидуальные туристы, посещающие город семьёй или с друзьями. И что ещё важно, Санкт-Петербург — это город, который посещают не один раз, а возвращаются сюда ещё минимум трижды. Снова изучать основные достопримечательности им, может быть, неинтересно, поэтому мы стали делать упор и на событийные мероприятия, создавать новые маршруты.

Кто из иностранных туристов нас посещает? Сейчас на улицах вновь стали замечать китайцев, восстанавливается ли турпоток из Поднебесной?

Иностранцы продолжают к нам приезжать как по электронной визе, так и в рамках безвизового режима, который действует, например, с Китаем (подобный режим рассматриваем с Индией и Ираном). Петербург востребован также среди туристов из стран СНГ.

   
   

Доля иностранных туристов в прошлом году составила 573 тысячи, что по сравнению с предыдущими периодами небольшая цифра. Но учитывая, как изменилась ситуация на международном рынке, на политической арене, можно говорить о том, что и Россия, и Санкт-Петербург остаются точкой притяжения на туристической карте мира.

Фото: АиФ

Мы продолжаем продвигать Санкт-Петербург за рубежом, к нам часто едут из Ирана, из стран Персидского залива. Это очень платёжеспособные туристы, но, в отличие от приезжих из Белоруссии или Казахстана, чьи предпочтения нам ясны, эти путешественники другие. Тем не менее мы должны учитывать их национальные особенности и создавать под них специальные предложения. На одной из сессий ПМЭФ мы обсуждали, как важно, например, создавать в каждом отеле континентальный завтрак, который позволяет увидеть привычные каждому туристу продукты.

Петербург справляется инфраструктурно с наплывом туристов? Есть ли у нас слабые места?

Слабые места есть, наверное, всегда. К сожалению, пока туризм мало доступен для людей с ограниченными возможностями, и мы в этом плане движемся вперёд, меняя инфраструктуру.

Кроме того, наша цель сделать так, чтобы в Петербург могли приехать люди с разными доходами. Для этого расширяем линейки гостиничных номеров, чтобы те, у кого нет возможности жить в пятизвёздочных отелях, могли поселиться в трехзвёздочных апартаментах. Нужно поддерживать предпринимателей, которые задействованы в турбизнесе, введение курортного сбора показало, как много в Петербурге нелегальных мест размещения, и их нужно переводить в правовое поле. Это полезно и для самих туристов, ведь у них будет возможность получить высокое обслуживание.

Вы уже упомянули, что в Петербург туристы едут не по одному разу. А что мы можем предложить им помимо событийного туризма?

В Северной столице регулярно появляются новые точки притяжения. Гастропространства, постиндустриальные, выставочные. Появляются новые доминанты, такие, как башня «Газпрома», стадион на Крестовском острове, являющийся на самом деле очень интересным архитектурным строением. Учитывая это, комитет по развитию туризма запустил программу «Новая туристская география» — маршрут по новым объектам. И сегодня это один из самых востребованных продуктов среди путешественников.

Что касается гастрономического туризма, то мы входим в сеть креативных городов ЮНЕСКО именно по номинации гастрономии, и это обязывает нас быть лучшими в данном аспекте и удивлять туристов. Наши рестораны и работа поваров — искусство в сфере гастрономии.

Популярен промышленный туризм, в Петербурге много крупных предприятий с историей. Например, недавно Гознак отмечал своё 200-летие, и они открыли историко-культурный музей, где на глазах туристов чеканят деньги. Знаю, что судостроительные заводы рассматривают возможность присутствия туристов, чтобы показать им гордость России, Балтийский флот.

Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Невозможно не рассказать о семейном туризме, особенно в Год семьи. Мы предлагаем не только культурно-познавательную программу, но и интерактивную, где дети могут что-то потрогать, создать самостоятельно. Для молодёжи у нас открываются новые музеи, в том числе и с использованием ИИ.

Какие планы у вас на ближайшие 5–10 лет?

Наша задача и дальше развивать инфраструктуру, поддерживать уже созданные проекты. Кроме того, мы собираемся развивать яхтинг, гольф-туризм. Будем делать упор на обучение квалифицированных кадров.

Важна транспортная доступность. Двенадцать лет назад появился очень красивый, очень лаконичный для Севера-Запада проект «Серебряное ожерелье». Благодаря этому из любого региона можно добраться к соседям за 2–3 часа на «ласточке». Ходят автобусы, поезда, летают самолёты, и это позволяет туристу сформировать свою поездку гораздо быстрее. В этом направлении тоже будем работать.

Мы планируем не снижать своих позиций на международном уровне. Санкт-Петербург — это культурная жемчужина не только Северо-Запада, но и всей России.