Если в начале пандемии многие радовались возможности работать из дома, в пижаме, то сегодня сотрудники стали активно проситься обратно в офис. Однако рассчитывать, что все туда вернутся, когда пандемия закончится, не стоит, - считает кандидат психологических наук, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в СПб Елена Кудрявцева.
Включите камеру
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Какие этапы пережили офисные работники с начала пандемии?
Второй, адаптационный, этап пришелся на лето, когда каждый уже взвешенно принимал решение, насколько такой формат труда для него приемлем. Примерно половина работающих специалистов оказались готовыми и дальше трудиться удаленно - при условии, что несколько раз в неделю они все же смогут посещать офис. К третьему этапу, который мы проходим сейчас, эта тенденция только усилилась. Даже те люди, которые раньше относились к удаленной работе позитивно, стали проситься обратно в офисы, предпочитая совмещенный режим. Сегодня полностью уйти в онлайн готовы лишь иногородние жители, которые, например, работают на компании и не хотят переезжать. Все остальные стремятся хотя бы иногда встречаться и обсуждать рабочие моменты с коллегами вживую. Так как при всем развитии онлайн-платформ это оказалось гораздо эффективнее.
Сам подход к организации офисов также сильно изменился. Все более популярными становятся коворкинг-пространства (от англ. сoworking - сотрудничество), которые компании арендуют на те дни, когда сотрудники собираются вместе. Единственное, для чего оставляют постоянные локации, - служба безопасности и серверы, что позволяет сохранить коммерческую тайну и конфиденциальную информацию, с чем на «удаленке» возникли большие проблемы.
- Действительно, для многих работодателей это оказалось неприятным сюрпризом. Но на самом деле ничего нового не произошло. Онлайн лишь обнажил проблемы, которые в офлайне не так сильно «напрягали» или были технически невозможны. В частности, всплыла проблема отсутствия коммуникативной культуры. Например, у европейцев и американцев логика проста: есть правило - надо его соблюдать. У нас по-другому: если можно увильнуть - увиливай.
Невключение видео во время деловой онлайн-конференции - фактически пренебрежение собеседником, но формально привлечь за это к какой-либо ответственности невозможно. Можно только научить поступать по-другому. И во время перехода на тотальное использование цифровых технологий - это срочная задача. Примерно такая же ситуация была в начале 1990-х, когда сначала в элитных, а затем и в обычных магазинах продавцов учили улыбаться и не хамить клиентам. На эту большую и мучительную работу ушло несколько лет, но культуру обслуживания все же удалось изменить. Люди понимали, что могут остаться без «места под солнцем», если не примут новые стандарты.
«Однушки» не в моде
- Пандемия изменила отношение не только к рабочему пространству, но и к собственным квартирам.
- Мягко говоря, люди осознали скудность своего бытия и поняли: дом - это место не только для сна, но и жизни. Что, кстати, увеличило цены на 2-3-комнатные квартиры и частные дома на вторичном рынке. Жить и работать на 40 квадратных метрах, действительно, очень сложно. Ведь где у обычных горожан сегодня дома организовано рабочее место? За столом на кухне или в спальне. Сконцентрироваться в таких условиях стоит невероятных усилий, особенно если в квартире еще находятся маленькие дети. Но даже если нет детей, рядом стоит холодильник. Не зря во время пандемии население значительно прибавило в весе. В итоге те, кому позволяют средства, стали снимать отдельные квартиры под офисы, а еще лучше - переезжать в загородные дома. Мы вдруг впервые осознали: жизнь специалиста - это загородная жизнь. И иметь квартиру в мегаполисе - не самое большое удовольствие. Этот период адаптации всей нашей жизни к новым условиям растянется как минимум на несколько лет.
- То есть рассчитывать, что к осени нас всех привьют, и мы вернемся к прежней жизни, забыв про «удаленку» и маски, не стоит?
- Еще в 2017 году эксперты рассчитали, что к 2025 году треть трудящегося населения постепенно перейдет на режим работы из дома. Пандемия лишь ускорила этот процесс. Да, коронавирус в итоге будет побежден, часть сотрудников вернется в офисы, но большинство специалистов во всем мире останутся работать на условиях совмещенного режима. Поэтому на полное возвращение к прежней жизни я бы не рассчитывала.
Невозможно уволить
- С 1 января в силу вступил закон о дистанционной работе. Поможет ли он урегулировать противоречия между работодателем и сотрудниками?
- Этот закон, как и многие другие в области труда, содержит множество изъянов. И главный из них - у работника по-прежнему больше прав, чем у работодателя. Началась эта история еще в начале 2000-х, когда принимался Трудовой кодекс РФ. Тогда в борьбу вступили профсоюзы, отстаивающие права сотрудников, и работодатели - в лице Союза промышленников и предпринимателей. Несмотря на то, что реальная роль профсоюзов в России очень слаба, они победили, и их приоритетная линия присутствует во всех новых трудовых законах, в том числе и об удаленной работе. Как невозможно было раньше уволить сотрудника за плохую работу, так нельзя и сейчас. У работодателя полностью связаны руки. Можно сказать, что узлы стали даже крепче.
- А как же возможность уволить, если человек без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней подряд?
- Здесь может быть множество «но», подтвержденных различными справками. Он не мог выходить на связь по техническим причинам - «упал интернет» в районе. Или попал в больницу и объявился только через две недели, а его, выходит, уже уволили… И теперь что - восстанавливаться через суд? Тогда наша судебная система войдет в коллапс. Поэтому основания уволить вроде бы есть, но на деле провести эту процедуру сложно. В законе - брешь, и решить подобную проблему можно только внутренними нормативными актами. Такая же неопределенность связана с конфиденциальностью и безопасностью.
- А разве плохо, что Трудовой кодекс стоит на стороне работника? Насколько лучше законодательство, например, США, где тебя могут уволить за один день? А собирать вещи придется в присутствии сотрудника службы безопасности...
- С точки зрения экономики страны - плохо. Работодатель лишен своего главного права - возможности определять, кто ему нужен в качестве работника и когда от того избавляться в силу его профнепригодности. Сегодня существует столько ограничений на увольнения, что зачастую работодателю приходится терпеть нерадивого сотрудника годами. Особенно если он «крепкий орешек» и соблюдает все формальности.
Что касается США и Европы, там действительно могут заявить, что с завтрашнего дня вы в компании не работаете. Но если вы хороший специалист, которого уволили несправедливо, на вашу сторону встанут как профсоюзы, так и профессиональные сообщества. И вы еще получите с работодателя компенсацию за попытку дискредитации. У нас профессиональная репутация не работает, защитить честное имя специалиста фактически некому. А удаленная работа в этом отношении создает дополнительные затруднения, так как дистанционно поддерживать свою репутацию сложнее, чем вживую. Все, что раньше компенсировалось личными контактами и беседами, сегодня всплывает в виде проблем. Поэтому нам всем нужно серьезно перенастраивать и оттачивать свои коммуникативные навыки. Даже идеальным работникам.