«Пустите в офис»! Большинству россиян надоела «удаленка»

На полное возвращение к прежней жизни не стоит рассчитывать. © / ru.freepik.com

Если в начале пандемии многие радовались возможности работать из дома, в пижаме, то сегодня сотрудники стали активно проситься обратно в офис. Однако рассчитывать, что все туда вернутся, когда пандемия закончится, не стоит, - считает кандидат психологических наук, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в СПб Елена Кудрявцева.

   
   

Включите камеру

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Какие этапы пережили офисные работники с начала пандемии?

Елена Кудрявцева: В отношении россиян к дистанционной работе можно выделить три этапа. Первый - это шок, реакция в самом начале пандемии. И здесь некоторые восприняли «удаленку» как норму, потому что были готовы морально и технически - в большинстве это специалисты IT-сферы. Другие решили смириться и приспособиться, посчитав это временным явлением, а часть работников вообще оказалась не у дел. Ведь не секрет, что переход в онлайн в некоторых организациях сопровождался скрытым сокращением персонала.

Второй, адаптационный, этап пришелся на лето, когда каждый уже взвешенно принимал решение, насколько такой формат труда для него приемлем. Примерно половина работающих специалистов оказались готовыми и дальше трудиться удаленно - при условии, что несколько раз в неделю они все же смогут посещать офис. К третьему этапу, который мы проходим сейчас, эта тенденция только усилилась. Даже те люди, которые раньше относились к удаленной работе позитивно, стали проситься обратно в офисы, предпочитая совмещенный режим. Сегодня полностью уйти в онлайн готовы лишь иногородние жители, которые, например, работают на компании и не хотят переезжать. Все остальные стремятся хотя бы иногда встречаться и обсуждать рабочие моменты с коллегами вживую. Так как при всем развитии онлайн-платформ это оказалось гораздо эффективнее.

Сам подход к организации офисов также сильно изменился. Все более популярными становятся коворкинг-пространства (от англ. сoworking - сотрудничество), которые компании арендуют на те дни, когда сотрудники собираются вместе. Единственное, для чего оставляют постоянные локации, - служба безопасности и серверы, что позволяет сохранить коммерческую тайну и конфиденциальную информацию, с чем на «удаленке» возникли большие проблемы.

- Говоря о проблемах… Сегодня многие работодатели жалуются, что сотрудники не включают камеры во время онлайн-конференций и занимаются посторонними делами.

Действительно, для многих работодателей это оказалось неприятным сюрпризом. Но на самом деле ничего нового не произошло. Онлайн лишь обнажил проблемы, которые в офлайне не так сильно «напрягали» или были технически невозможны. В частности, всплыла проблема отсутствия коммуникативной культуры. Например, у европейцев и американцев логика проста: есть правило - надо его соблюдать. У нас по-другому: если можно увильнуть - увиливай.

   
   

Невключение видео во время деловой онлайн-конференции - фактически пренебрежение собеседником, но формально привлечь за это к какой-либо ответственности невозможно. Можно только научить поступать по-другому. И во время перехода на тотальное использование цифровых технологий - это срочная задача. Примерно такая же ситуация была в начале 1990-х, когда сначала в элитных, а затем и в обычных магазинах продавцов учили улыбаться и не хамить клиентам. На эту большую и мучительную работу ушло несколько лет, но культуру обслуживания все же удалось изменить. Люди понимали, что могут остаться без «места под солнцем», если не примут новые стандарты.

«Однушки» не в моде

- Пандемия изменила отношение не только к рабочему пространству, но и к собственным квартирам.

- Мягко говоря, люди осознали скудность своего бытия и поняли: дом - это место не только для сна, но и жизни. Что, кстати, увеличило цены на 2-3-комнатные квартиры и частные дома на вторичном рынке. Жить и работать на 40 квадратных метрах, действительно, очень сложно. Ведь где у обычных горожан сегодня дома организовано рабочее место? За столом на кухне или в спальне. Сконцентрироваться в таких условиях стоит невероятных усилий, особенно если в квартире еще находятся маленькие дети. Но даже если нет детей, рядом стоит холодильник. Не зря во время пандемии население значительно прибавило в весе. В итоге те, кому позволяют средства, стали снимать отдельные квартиры под офисы, а еще лучше - переезжать в загородные дома. Мы вдруг впервые осознали: жизнь специалиста - это загородная жизнь. И иметь квартиру в мегаполисе - не самое большое удовольствие. Этот период адаптации всей нашей жизни к новым условиям растянется как минимум на несколько лет.

- То есть рассчитывать, что к осени нас всех привьют, и мы вернемся к прежней жизни, забыв про «удаленку» и маски, не стоит?

- Еще в 2017 году эксперты рассчитали, что к 2025 году треть трудящегося населения постепенно перейдет на режим работы из дома. Пандемия лишь ускорила этот процесс. Да, коронавирус в итоге будет побежден, часть сотрудников вернется в офисы, но большинство специалистов во всем мире останутся работать на условиях совмещенного режима. Поэтому на полное возвращение к прежней жизни я бы не рассчитывала.

Невозможно уволить

- С 1 января в силу вступил закон о дистанционной работе. Поможет ли он урегулировать противоречия между работодателем и сотрудниками?

- Этот закон, как и многие другие в области труда, содержит множество изъянов. И главный из них - у работника по-прежнему больше прав, чем у работодателя. Началась эта история еще в начале 2000-х, когда принимался Трудовой кодекс РФ. Тогда в борьбу вступили профсоюзы, отстаивающие права сотрудников, и работодатели - в лице Союза промышленников и предпринимателей. Несмотря на то, что реальная роль профсоюзов в России очень слаба, они победили, и их приоритетная линия присутствует во всех новых трудовых законах, в том числе и об удаленной работе. Как невозможно было раньше уволить сотрудника за плохую работу, так нельзя и сейчас. У работодателя полностью связаны руки. Можно сказать, что узлы стали даже крепче.

- А как же возможность уволить, если человек без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней подряд?

- Здесь может быть множество «но», подтвержденных различными справками. Он не мог выходить на связь по техническим причинам - «упал интернет» в районе. Или попал в больницу и объявился только через две недели, а его, выходит, уже уволили… И теперь что - восстанавливаться через суд? Тогда наша судебная система войдет в коллапс. Поэтому основания уволить вроде бы есть, но на деле провести эту процедуру сложно. В законе - брешь, и решить подобную проблему можно только внутренними нормативными актами. Такая же неопределенность связана с конфиденциальностью и безопасностью.

- А разве плохо, что Трудовой кодекс стоит на стороне работника? Насколько лучше законодательство, например, США, где тебя могут уволить за один день? А собирать вещи придется в присутствии сотрудника службы безопасности...

- С точки зрения экономики страны - плохо. Работодатель лишен своего главного права - возможности определять, кто ему нужен в качестве работника и когда от того избавляться в силу его профнепригодности. Сегодня существует столько ограничений на увольнения, что зачастую работодателю приходится терпеть нерадивого сотрудника годами. Особенно если он «крепкий орешек» и соблюдает все формальности.

Что касается США и Европы, там действительно могут заявить, что с завтрашнего дня вы в компании не работаете. Но если вы хороший специалист, которого уволили несправедливо, на вашу сторону встанут как профсоюзы, так и профессиональные сообщества. И вы еще получите с работодателя компенсацию за попытку дискредитации. У нас профессиональная репутация не работает, защитить честное имя специалиста фактически некому. А удаленная работа в этом отношении создает дополнительные затруднения, так как дистанционно поддерживать свою репутацию сложнее, чем вживую. Все, что раньше компенсировалось личными контактами и беседами, сегодня всплывает в виде проблем. Поэтому нам всем нужно серьезно перенастраивать и оттачивать свои коммуникативные навыки. Даже идеальным работникам.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева