На рынке технологических стартапов огромная конкуренция, однако не всем удается вырваться вперед. О том, почему не все талантливые стартапы добиваются успеха, разбираемся с международным инвестором, сооснователем международной IT-компании Рустамом Гильфановым.
Проблема №1. Отсутствие глобального подхода
Мало кто из начинающих предпринимателей задумывается о том, как масштабировать стартап и вывести его на международный рынок. При этом, что в технологических стартапах большая часть продуктов жизнеспособна за счет масштабности.
«Увы, не все стартаперы умеют мыслить глобально, довольствуясь одним-двумя рынками. Нужно учиться развивать бизнес сразу в нескольких направлениях», — считает Рустам Гильфанов.
Проблема №2. Неумение работать с рынком
Технологический стартап обычно состоит только из технологической команды. У него может быть уникальный продукт, но абсолютное непонимание целевой аудитории и процесса налаживания продаж. Предприниматели могут не вникать, как устроена индустрия, в которую они пришли работать. Стартапам не хватает менеджеров по развитию с глобальным пониманием индустрии, сейлз-менеджеров и пиарщиков.
«Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда продукт достаточно привлекателен, но его создатели не очень понимают, что с целевой аудиторией, спросом, как организован рынок и по каким механизмам он работает», — рассказывает Гильфанов.
Инвестор советует тщательно изучать портрет своих потребителей, иначе продукт может быть просто не востребован на рынке.
Проблема №3. Игнорирование обязательных требований
Как показывает практика, основатели стартапов не всегда понимают, какие есть требования и ограничения для запуска продукта или услуги. В частности, сервисы, работающие с данными пользователей, не всегда вовлечены в вопросы кибербезопасности.
По мнению Рустама Гильфанова, первоочередной компетенцией основателей стартапа должно быть понимание того, как работать с государственными органами и законодательными ограничениями. Важно строить компанию, исходя из знаний, какие лицензии нужно получать, особенно, если речь идет о медицинских или технологических стартапах.
Чтобы избежать этих проблем, Рустам Гильфанов советует найти партнера, который хорошо погружен в глобальный рынок, знает все о регуляторах и сертификации. Подходящего партнера можно найти на международных акселераторах. По мнению инвестора, на ранней стадии бизнеса важно избежать досадных ошибок и не полагаться только на свои силы.
Справка
Рустам Гильфанов — сооснователь IT-компании, IT-бизнесмен, международный инвестор.
Рустам Гильфанов родился 6 января 1983 года в маленьком поселке Басим Пермской области в семье военного и учительницы.
В 2006 году Гильфанов Рустам вместе с партнерами открывает в Киеве международную аутсорсинговую IT-компанию. Сегодня эта компания — крупнейший разработчик программного обеспечения для игровой индустрии, маркетинга и финансов.
Несколько лет назад Гильфанов отошел от операционной деятельности в IT-компании, чтобы заниматься международным инвестированием в перспективные IT-проекты в сфере финансовых технологий, гейминга и потокового видео. Также Рустаму Гильфанову важно развивать благотворительные проекты на территории Украины, самые масштабные из которых — «ЛакіБукс» и «Бібліотеки Майбутнього».
Гильфанов Рустам женат, воспитывает дочь.