С колоритом. Как в Петербурге развивалась пресса на языках народов СНГ

Виктор Яшуков / АиФ

В городе на Неве всегда жили представители разных этносов и конфессий. Представители религиозных и национальных меньшинств традиционно объединялись в общины, а информировали их и поднимали важные для того или другого этноса проблемы через печатные периодические издания. 

   
   

Родина российской печатной прессы

Первая российская газета появилась в Москве ещё в XVII веке. Это было рукописное издание «Вести-Куранты», которое изготавливали специально для царя и бояр. Однако история публичной печатной прессы началась именно в Петербурге. В декабре 1702 года по указу Петра I появился на свет первый номер газеты. 

Уже в январе 1703-го издание стало печататься регулярно под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти». Название было связано с тем, что газета выходила в годы Северной войны. На её полосах рассказывали о ситуации на фронте, делились военными сводками. Впоследствии названия менялись на «Ведомости», «Ведомости Московского государства», «Петровские ведомости» или «Реляции». Примечательно, что до 1710 года издание печаталось церковнославянским шрифтом.

При этом город на Неве с момента основания был многонациональным. Здесь всегда проживали представители разных конфессий и этносов. Что, безусловно, отразилось на истории локальной печати. Нацменьшинства создавали для представителей общин свою прессу, которая рассказывала не только об общероссийских и городских событиях, но и поднимала вопросы, которые волновали этническую группу. 

Армянская сатира

Исторически одной из самых больших и активных общин в Северной столице была армянская. Первая национальная газета «Юсис» («Север») появилась в Петербурге в 1863 году и оказалась в числе первых этнических в городе. 

Печаталась она на армянском языке. Однако в апреле 1865-го вышли «Временные правила о цензуре и печати». Это поставило под вопрос выход прессы не на русском языке в принципе. К примеру, в определённый момент знатоков армянского языка, которые могли бы выступать цензорами, не было. В итоге в 1844 году адъюнкт Казанского университета Стефанос Назарянц получил отказ на издание журнала. Через какое-то время проблему удалось решить. 

В 1863 году выпускник Санкт-Петербургского университета, поэт Рафаел Патканян начал выпускать армянскую газету «Юсис» в Москве. Также он получил разрешение в Петербургском цензурном комитете издавать еженедельную армянскую газету, главная цель которой была «познакомить армян, как живущих в России, так и вне её пределов, с благодеяниями, которыми армяне пользовались и пользуются под кротким проявлением мудрых её царей, показать им преимущественно, что армяне, ныне живущие в России, ни при каких своих не находились в таком благоденствии, в каком находятся в настоящее время. Одним словом, наше периодическое издание должно быть непрерывною похвалою второго моего Отечества – России».

   
   

С 1884 по 1887 год в Петербурге выходил журнал «Манкаваржаноц» («Педагогический журнал»). Изначально его печатали в Эчмиадзине, затем в Тифлисе, Ахалцихе. В Северной столице он оказался благодаря тому, что редактора-издателя архимандрита Хорена Степанэ перевели туда на должность викария армянских церквей. 

Ещё одно армянское издание, которое выходило в Петербурге с 1887 по 1898 год, называлось «Аракс». Представляло оно собой иллюстрированный литературно-художественный журнал. А в 1903–1904 годах в городе на Неве выходил полугодичный литературно-художественный журнал «Банбер граканутянев арвести» («Вестник литературы и искусства»). Он рассказывал местным жителям об искусстве. Особое внимание редакторы уделяли художественному оформлению. 

В 1906-м в Петербурге в печать вышел первый номер литературно-сатирического иллюстрированного еженедельного журнала «Саприч» («Цирюльник»). Центральной темой журнала была политика. Зачастую под критику попадали чиновники и политики. Возможно, поэтому, несмотря на свою популярность, просуществовал он всего год. 

Газета для мигрантов

История армянской прессы в Петербурге, вероятно, наиболее внушительная. Но издавалась в городе пресса и для представителей других общин. На рубеже 1905–1906 годов для татар начали выпускать газету «Уль-Фат». А в 1907-м вышел первый номер казахской общественно-политической газеты «Серке». Она выходила как приложение к татарской «Уль-Фат».

Помимо армянской и татарской прессы в городе на Неве исторически существовали немецкие, эстонские, французские, польские и латышские издания. 

Многие представители распространённых как тогда, так и сегодня в Петербурге этносов не имели своей прессы ввиду культурно-исторических факторов. Однако сегодня город может похвастаться национальным разнообразием в печати.

Так, с 2003 года в Северной столице выходит информационно-просветительская газета на азербайджанском языке. Недавно к нему присоединилось ещё одно издание, также расчитанное на азербайджанцев.

Для выходцев из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в Петербурге с 2011 года выходит еженедельная газета. Цель издания – помогать приезжим из Средней Азии полноценно жить и работать в Петербурге, соблюдая законы, рассказывать мигрантам об интересных событиях в регионе.

По-прежнему существует сегодня в Северной столице и армянская пресса. В городе при общине и епархии Армянской апостольской церкви Петербурга публикуется газета.
Также в городе на Неве какое-то время издавалась первая независимая узбекская газета. Она просуществовала лишь год, с 2011-го по 2012-й. Издание пользовалось спросом, но прекратило своё существование из-за отсутствия финансирования. 

Это распространённая проблема для этнической прессы. Зачастую такие национальные газеты возникают на добровольных началах и живут за счёт всевозможных пожертвований. При этом власти Петербурга не раз заявляли о важности поддержки такого рода изданий, а Комитет по печати поддерживает выпуск и сотрудничает с редакциями этнических газет.