От танка до подводной лодки. 10 изобретений Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи сделал много важных открытий и изобретений © / Яна Хватова / АиФ

570 лет назад, 15 апреля, в Италии родился гений. Знаменитый художник, мыслитель, изобретатель,  Леонардо да Винчи представляет собой пример исторической личности, превращенной массовым сознанием в образ «мага от науки». Он был гениальным художником и непревзойденным инженером-механиком, но вовсе не самым образованным человеком своего времени. Сейчас многие воспринимают Леонардо, как изобретателя «всего на свете», в одиночку заложившего фундамент современного инженерного знания. Понятно, что такое ощущение возникает, если рассматривать его открытия вне контекста других инженеров эпохи Возрождения, его современников и предшественников. Однако (что есть – то есть) – Леонардо сделал ряд прекрасных открытий и изобретений, многими из которых мы пользуемся в настоящее время. SPB.AIF.RU рассказывает о самых известных из них.

   
   

Витрувианский человек

Начнем со знаменитого Витрувианского человека – изображение вписанного в окружность мужчины для книги трудов архитектора Витрувия. Рисунок демонстрировал идеальные пропорции человека и стал настоящим открытием для XV столетия. Принципы Витрувианского человека применялись в живописи и архитектуре, а в современном мире знаменитое изображение стало символом внутренней симметрии и даже Вселенной в целом. 

Механизм

Зубчатое колесо, шестеренку, придумал еще Архимед в III веке до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал это изобретение: он взял шестеренки, добавил к ним несколько штырей, дисков и цилиндров и получил настоящий механизм. Чтобы шестеренки начали двигаться, нужно было крутить рукоятку. По такому же принципу современные люди заводят свои механические часы.

Да Винчи соединил шестеренки, получив механизм Фото: АиФ/ Яна Хватова

Автомобиль

Сначала да Винчи придумал самоходную телегу (на фото слева), которая могла ехать прямо и поворачивать. К корпусу были приделаны три колеса. Чтобы привести в движение задние колеса, нужно было вручную крутить специальные рукоятки. Благодаря пружинам энергия приводила в движение и переднее колесо, к которому был прикреплен руль. Такая конструкция использовалась исключительно для увеселения королевского двора. Позже да Винчи изобрел телегу с ручным приводом (на фото справа). Здесь уже было четыре колеса. Чтобы телега поехала, нужно было крутить лишь одну рукоять: механизм, соединенный с осью телеги, приводил в движение сразу все колеса. На подобном транспорте уже можно было перевозить людей. Именно эти изобретения и стали прототипом автомобиля – конструкция привода современных машин устроена по такому же принципу.

Ученый создал два прототипа автомобиля Фото: АиФ/ Яна Хватова

Снаряжение для подводного плавания

Водолазный костюм, дыхательный аппарат для подводного плавания, спасательный круг и ласты – все это изобретения великого ученого. Водолазный костюм был сшит из водонепроницаемой кожи. Отверстие для рта с помощью трубок крепилось к дыхательному аппарату. Трубки делались из тростника и помещались в металлические спирали для защиты от давления. Забор воздуха регулировался клапаном, а сам дыхательный аппарат выглядел как плотный полый мешок: он плавал на поверхности воды. Правда, такое устройство не позволяло находиться под водой длительное время: воздуха хватало примерно на 30 минут.

Средневековый водолаз мог находиться под водой в течение получаса Фото: АиФ/ Яна Хватова

Танк

Да Винчи спроектировал одну из самых больших боевых машин в истории – танк. Бронированная машина изобретателя была вооружена пушками со всех сторон. За направлением движения танка должен был следить солдат, находящийся в смотровой вышке конструкции. Остальные члены экипажа, состоявшего из восьми человек, непрерывно крутили рукоятки, чтобы привести в движение колеса танка. Чтобы заставить двигаться бронированную машину, приходилось потратить немало усилий – а ведь нужно было еще успевать заряжать пушки и стрелять! Впоследствии танк был усовершенствован, а концепцию бронированного вагона, созданного да Винчи, впервые использовали в Первой мировой войне.

Солдаты приводили бы танк в движение с помощью собственной силы Фото: АиФ/ Яна Хватова

Прожектор

Первый прожектор был также изобретен да Винчи. Ученый сделал ящик, внутри которого находилась горящая свеча, а в одну из стенок вмонтирована большая стеклянная линза. С помощью этой нехитрой конструкции можно было освещать довольно большие помещения. Изначально Леонардо да Винчи создавал прожектор для нужд театра, теперь же это приспособление широко используется в разных сферах – от киноиндустрии до военной техники.

   
   
Благодаря такому прожектору можно осветить просторное помещение Фото: АиФ/ Яна Хватова

Комната зеркал

В средневековье смертность от разных болезней была гораздо выше, чем в настоящее время. Зачастую люди не знали о своих недугах или обращались к врачу слишком поздно. Тогда Леонардо да Винчи сконструировал комнату зеркал – восьмиугольный «шкаф» с большими зеркалами во все стены. Подобная конструкция создавала бесконечное количество отражений. Зайдя в такую комнату и увидев тысячи своих отражений, человек мог легко осмотреть себя со всех сторон и заметить симптомы болезней – язвы, раны, шишки и ушибы. Сейчас такой комнатой можно воспользоваться скорее в развлекательных, чем в медицинских целях.

В зеркальной комнате человек смотрел на бесконечное количество своих отражений. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Подводная лодка

Да Винчи изобрел и первую подводную лодку. Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заостренной башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Большее количество людей не требовалось: дело в том, что ученый создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло.

Подводная лодка была создана для потопления вражеских кораблей. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Вертолет

Первый вертолет представлял собой площадку, к которой были прикреплены обтянутые льняной тканью винты. Четыре человека, стоявшие на платформе, толкали рычаги, тем самым раскручивая винты, и аппарат должен был взлететь. К сожалению, из-за законов физики воздушный винт так и не смог подняться в небо, но эту конструкцию использовали для создания современно вертолета.

Воздушный винт стал прототипом вертолета. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Гигрометр

Конструкция, похожая на весы – прибор для измерения уровня влажности в атмосфере. Гигрометр действовал просто: на одну чашу весов клали вату, а на другую – воск. Если влажность была высокой, вата впитывала влагу из воздуха и становилась тяжелее воска. Если стрелка весов оставалась в вертикальном положении, значит, воздух сухой. Таким образом, с помощью прибора можно было безошибочно предсказывать дождь и его силу. В настоящее время метеослужбы используют электронные гигрометры, но в некоторых метеорологических будках специалисты до сих пор работают с механическим устройством, как в чертеже да Винчи.

Некоторые специалисты до сих пор измеряют влажность воздуха с помощью такого гигрометра. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Дельтаплан

Да Винчи сконструировал несколько летательных аппаратов. Среди них был и дельтаплан – своеобразное крыло, которым человек мог управлять за счет изменения положения своего тела в воздухе. За дельтаплан можно было держаться с помощью прикрепленных к нему веревок. К сожалению, дельтаплан да Винчи не смог взмыть в небо. Гениальный ученый забыл сделать лишь одну вещь – приделать к конструкции хвост.

Дельтаплан да Винчи не поднялся в воздух из-за отсутствия хвоста. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Смотрите также: