Вторая жизнь Пальмиры. Петербургские специалисты спасли античное наследие

Храм Бэла являлся главной святыней города. © / Жанна Данилова / АиФ

Почти год ведущие петербургские реставраторы и архитекторы восстанавливают Триумфальную арку древней Пальмиры. Это один из самых известных современных проектов спасения мирового культурного наследия.

   
   

Опыт восстановления

Древние развалины Пальмиры – один из шести объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии. Изображение Триумфальной арки одного из богатейших торговых перекрёстков поздней Античности знакомо россиянам по обложке учебника истории Древнего мира для пятого класса.

Памятник разрушили исламские боевики в мае 2015 года в числе нескольких знаменитых сооружений древности. Восстановить облик поруганного памятника и вернуть миру уникальное творение античных мастеров взялись видные археологи и архитекторы Санкт-Петербурга.

«Пальмира – яркий пример уничтожения памятников, и на сегодняшний день, к сожалению, не единственный. Всего на Ближнем Востоке уничтожено порядка 50 тысяч таких объектов, – рассказывает директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьёва. – Петербург называли Северной Пальмирой ещё со времён Петра I. У наших реставраторов богатый опыт восстановления объектов после войны и блокады, и сейчас он востребован в Сирии. На сегодняшний день проект реставрации Триумфальной арки в Пальмире – один из самых знаковых реставрационных проектов в мире. У ЮНЕСКО есть экспертная группа ICOMOS (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Есть подразделение ICOMOS Россия. Там мы сейчас создаём научный комитет, которым я буду руководить. Он будет называться Комитетом по защите культурного наследия в ходе военных действий».

В реставрационном проекте заняты специалисты Государственного Эрмитажа, команды заслуженных архитекторов России Никиты Явейна и Максима Атаянца. С российской стороны проект курируют Русское географическое общество и Министерство обороны.

Кстати, их первый выезд к арке прервала новая атака боевиков на Пальмиру. Археологов срочно эвакуировали, позже они откорректировали частично сделанную работу.

Трёхмерный макет Триумфальной арки, какой она будет после реставрации. Фото: АиФ/ Жанна Данилова

Трёхмерная модель

Специалисты ИИМК предложили создать 3D-модель и геоинформационную систему (ГИС) всей Пальмиры. Сирийская сторона предложение одобрила. Наталья Соловьёва отмечает, что создание трёхмерной модели такой площади было своеобразным вызовом

   
   

В ГИС входят 3D-модели, описание всех объектов, история исследования Пальмиры, современное состояние, высокоточные метрические модели объектов, детальные ортофотопланы. Иными словами, это наложенный на план местности цифровой архив с информацией обо всём, что осталось от города. Модель охватывает 21 квадратный километр.

Лучшую в мире модель памятника с точностью 2 сантиметра на пиксель завершили в 2019 году, подарили её Сирии и ЮНЕСКО и выложили в Интернет.

После этого команда Института комплексно исследовала памятник и ликвидировала последствия взрыва: разобрали завалы, проанализировали ущерб. Как объясняет Наталья Соловьёва, реставрировать можно лишь то, что сохранилось не менее чем на 70 %. Таковы условия ЮНЕСКО. С учётом устоявших конструкций и рухнувших блоков эти проценты набираются. И все исторические блоки вскоре вернутся на место.

Поэтапные работы

«В 2015 году после взрыва много кто говорил о проектах реставрации, потом эти разговоры быстро стихли. Я же почувствовал личную обиду по поводу этих памятников, которые являются частью моей специальности, – отмечает заслуженный архитектор России Максим Атаянц. – Силами собственной проектной мастерской собрал профессиональных архитекторов и программистов. Мы создали новый проект храма Бэла, каким он был не просто до взрыва, а в первозданном виде. Макет выгодно смотрится, но в первую очередь это следствие огромной научной работы – создания трёхмерной конструкции первоначального облика памятника. На это ушло три года.

Многое в архитектуре Пальмиры и Триумфальной арки невозможно понять без главного памятника, с которого, по сути, Пальмира и началась. На макете видны все необычные черты пальмирской архитектуры. Пальмира не зря находится на стыке двух цивилизаций – Месопотамской и античной Средиземноморской. И в архитектуре этого памятника чувствуется эта пограничность.

И этот стиль в дальнейшем повлиял на облик всего города и Триумфальной арки. Поэтому без воссоздания макета понять суть и облик арки было бы трудно».

Следующим этапом, по словам специалистов, станет восстановление музея Пальмиры. Однако говорить об этом рано. Наталья Соловьёва ранее уточняла, что проект реставрации арки рассчитан на три года.

С виду это объект небольшой, но сложный. Может показаться, что учёные как будто не спешат с ним.

«Не спешим мы совершенно сознательно, – сказала Наталья Соловьёва. – Арка – объект уникальный. Она сложена из камня, который не очень твёрдый. Камням почти 2000 лет. Они страдали от землетрясения, от временного воздействия, от эрозии ветровой, от старых реставраций и, наконец, от взрыва. Нам надо разобраться с каждым из них. Мы будем собирать её по той же технологии, по которой она строилась в III веке, «на сухую»: камни складывали без связующего раствора. Именно поэтому нам необходимо знать состояние камней изнутри. Мы разработали методику обследования внутренней структуры каждого блока, чем-то похожую на УЗИ внутренних органов человека. Некоторые частично разрушенные блоки будем докомпоновывать, вместо недостающих частей приклеивать новые. Арка построена из мраморизованного известняка, рядом с Пальмирой есть карьер с абсолютно таким же камнем, из него и будем брать материал».

Почему Пальмиры две?

Европейскую известность античному городу принесла публикация гравюры с изображением Пальмиры в 1753 году. Её показал миру британский архитектор и путешественник Роберт Вуд.

В это же примерно время зародилась традиция называть Санкт-Петербург Северной Пальмирой. Во-первых, благодаря сравнению личностей двух великих цариц – античной Зенобии и Екатерины II. Пальмирское царство поднялось при царице Зенобии. Пальмира стала центром просвещения и культуры на Ближнем Востоке. Период правления Екатерины – также время процветания и расширения границ государства, а Санкт-Петербург при ней стал одним из красивейших городов мира.

Две великие царицы – Зенобия и Екатерина II. Фото: public domain

Во-вторых, гравюрой британца вдохновились петербургские архитекторы XVIII–XIX веков, которые стремились придать столице империи черты древней Пальмиры. В современном Петербурге сохранились приметы одного из важнейших городов поздней Античности. Так, арка Главного штаба – плод вдохновения Карла Росси изображением Триумфальной арки в Пальмире. Названная именем великого архитектора улица Зодчего Росси отсылает к Большой колоннаде Пальмиры.

У обеих Пальмир есть схожие страницы в истории: их стремились стереть с лица земли варвары. Фашисты во время Великой Отечественной войны обстрелами разрушали Ленинград, а исламские боевики в наши дни сознательно уничтожили величайшие сооружения античной Пальмиры.

Петербургские реставраторы по крупице восстанавливали разрушенное и вернули городу былое величие сразу после войны. Новое поколение петербургских специалистов пришли на помощь сирийским коллегам.

«Проект реставрации – один из знаковых проектов в мире. Если удастся выполнить его достойно, вся наша команда и Петербург в целом останутся в истории как те, кто реставрировал Пальмиру», – говорит Наталья Соловьёва.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.