Знай наших! 10 открытий российских ученых, приписываемых иностранцам

Изобретения российских ученых славятся во всем мире. © / Commons.wikimedia.org

8 февраля 1724 года по указу Петра I в Петербурге была основана Академия наук. Сейчас эта дата считается Днем российской науки. За несколько столетий великие умы Отечества совершили множество открытий и достижений, прогремевших на весь мир. Периодическая таблица химических элементов, прорыв в трансплантологии, первый полет в космос – это лишь малая часть заслуг россиян в науке и технике. Часть изобретений, совершенных российскими учеными, так и осталась непризнанной: лавры были отданы иностранцам. SPB.AIF.RU рассказывает об открытиях российских ученых, приписываемых изобретателям из других государств.

   
   

Паровой двигатель

Первую паровую машину создал россиянин Иван Ползунов. Фото: Commons.wikimedia.org

Первую мощную паровую машину с двухцилиндровым двигателем почти в 2 лошадиные силы разработал в 1763 году русский специалист по горнозаводскому делу Иван Ползунов. Прибор заставлял двигаться воздуходувные меха и откачивал воду. Через два года аппарат был собран, но Ползунов скончался незадолго до проведения испытаний. Паровая машина успешно работала в течение полугода, а потом котел для пробного запуска сломался. Новым его заменять не стали: было решено, что работу машины будут бесплатно выполнять крепостные. 10 лет спустя паровой двигатель создал шотландец Джеймс Уатт. Его и стали считать первопроходцем.

Велосипед

Велосипед изобрел крепостной крестьянин. Фото: Commons.wikimedia.org

Крепостной крестьянин Ефим Артамонов работал на Тагильском заводе Демидовых. Когда выдавалась свободная минутка, он тут же начинал мастерить что-то из остатков металла. В 1800 году, в возрасте 24 лет, Ефим смастерил изогнутый каркас и прикрепил к нему руль, два колеса и педали: получился велосипед! Артамонов сразу же оседлал железного коня и начал кататься на нем по округе, за что и получил порцию розог от приказчиков: нечего народ пугать! Правда, у владельца завода было другое мнение: он похвалил крепостного изобретателя, даровал его семье вольную, а самого Ефима отправил на велосипеде в Москву. Чем закончилась эта история – доподлинно неизвестно, но никакого дальнейшего продвижения труды крестьянина не получили. Много лет спустя, в 1818 году, немецкий барон Карл Драйз запатентовал конструкцию без педалей – именно она официально считается первым велосипедом.

Комбайн

В России XIX века комбайн так и не был запущен в массовое производство. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1868 году русский агроном Андрей Власенко придумал машину, которая могла бы значительно облегчить труд хлеборобов. Эта машина должна была срезать колосья, которые попадали бы в молотилку, а оттуда обработанное зерно поступало бы на хранение в деревянный ларь. Машина была собрана, и производительность труда сразу же выросла в 20 раз. Власенко хотел запустить свое изобретение в массовое производство, но ему ответили, что заводы не справятся с такой сложной задачей. В итоге агроном получил в награду золотую медаль, а его машина работала, пока не износились механизмы. Спустя 11 лет комбайн как новейшее чудо техники представили в США.

Лампа накаливания

Для создания лампочки Томас Эдисон усовершенствовал разработку российских ученых. Фото: Commons.wikimedia.org

Считается, что электрическую лампочку изобрел американец Томас Эдисон, но это утверждение некорректно. Правильней будет сказать, что он создал лампу накаливания в привычном виде, а вот само изобретение принадлежит русским электротехникам Александру Лодыгину и Павлу Яблочкову. В ходе своих экспериментов Лодыгин стал помещать угольные стержни в стеклянные баллоны и первым начал откачивать из ламп воздух, наполняя их инертным газом. Позже Яблочков доработал изобретение своего предшественника, применив каолин – белую глину, которая оказалась электропроводной при высоких температурах. Этот прибор он назвал «электрической свечой» и продемонстрировал его в 1876 году на технической выставке в Лондоне. Томас Эдисон же немного усовершенствовал изобретение российских ученых, запатентовал его как свое и в 1879 году запустил промышленное производство лампочек. Лодыгин с Яблочковым с головой ушли в науку и не стали оспаривать успех американца.

Самолет

Можайскому не хватило денег, чтобы провести второй опыт с самолетом. Фото: Commons.wikimedia.org

«Родителями» первого в мире самолета называют братьев Райт, забывая о том, что первый самолет был создан за несколько лет до этого – россиянином Александром Можайским. Свою первую модель он смастерил еще в 1876 году, а настоящий полноценный самолет построил на собственные средства в 1885-м. Конструкция смогла оторваться от земли, но задела деревянные мостки крылом и рухнула. Можайский загорелся идеей улучшить свой проект. Он постепенно потратил на это все свои деньги и умер, так и не успев совершить второй опыт.

Радиоприемник

Создание радиоприемника в России было засекречено. Фото: Commons.wikimedia.org

7 мая 1885 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге физик и электротехник Александр Попов продемонстрировал радиоприемник – прибор, позволяющий без помощи проводов передавать радиосигнал на большое расстояние. Заметка об этом достижении была опубликована только в газете «Кронштадтский вестник» - и то, без каких либо подробностей: Попов служил в Морском ведомстве, которое являлось секретным учреждением. Лишь через год стало понятно, что в России замолчали открытие мирового уровня. В 1886 году итальянец Гульельмо Маркони создал точно такой же радиоприемник. Иностранец оказался предприимчивей: он показал прибор на выставке, запатентовал его и быстро организовал коммерческое производство. С тех пор считается, что радио изобрел именно он.

   
   

Электромобиль

Электромобиль появился в России еще в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Многие ошибочно полагают, что электромобили изобрел миллиардер Илон Маск, но он лишь запустил их в массовое производство, а первая модель была придумана еще в 1899 году русским электротехником Ипполитом Романовым. Он спроектировал две модели электромобиля и две модели электробусов на 17 и 24 места. В этом же году все изобретения были опробованы в деле. Электромобиль двигался за счет силовой установки, которая приходила в действие от энергии с электродвигателей. Машина разгонялась до 38 километров в час. Электробус был довольно медленным и развивал скорость в районе 13 километров в час, однако его заряда хватало на 4 дня! В те времена изобретения были названы непрактичными и не получили развития.

Водородная бомба

Первая водородная бомба "Слойка" было взорвана в СССР. Фото: Commons.wikimedia.org

Американцы гордятся тем, что взорвали водородную бомбу в 1952 году, почти на целый год опередив Советский Союз. Однако при детальном изучении вопроса становится ясно, что в США взорвали не бомбу, а всего лишь лабораторный образец в виде специальной конструкции. Водородная бомба по схеме «Слойка» как полноценное устройство была взорвана в СССР 12 августа 1953 года на полигоне в 130 километрах от города Семипалатинска. Опыт оказался успешным и подтвердил, что бомба готова к применению.

Персональный компьютер

Конструктор Горохов не успел собрать персональный компьютер по своим чертежам. Фото: Commons.wikimedia.org

Считается, что персональные компьютеры начали производить за границей в 1970-х годах, но в Советском Союзе первый ПК был придуман еще в 1968 году конструктором Арсением Гороховым. Ученый назвал свое изобретение «интеллектором». Прибор состоял из жесткого диска, материнской платы, монитора, клавиатуры и блоков управления и вывода программы. К сожалению, Горохов успел создать компьютер только на бумаге и так не воплотил свою идею в жизнь из-за отсутствия финансирования.

Сотовая связь

Сотовая связь в СССР появилась на 16 лет раньше, чем во всем мире. Фото: Commons.wikimedia.org

Во всем мире изобретателем сотовой связи называют американца Мартина Купера, который совершил звонок по мобильному телефону в 1973 году, но советский инженер Леонид Куприянович опередил его на 16 лет! В 1957 году Куприянович создал первую автоматическую телефонную станцию. Этим прибором незамедлительно была оснащена «Волга» Леонида Брежнева. Вскоре в журнале «За рулем» появилась фотография изобретателя, который разговаривал по телефону прямо из автомобиля. В других странах этот факт остался без внимания.