Сети обмана. Что можно противопоставить телефонным террористам и аферистам

Методы противодействия им обсудили 21 июня на круглом столе «Телефонный терроризм и телефонное мошенничество» в Доме журналиста. © / Григорий Тимченко / АиФ-Петербург

Активность телефонных террористов и аферистов растет. Методы противодействия им обсудили 21 июня на круглом столе в Петербурге. В дискуссии приняли участие представители правоохранительных органов, банков и профильных ведомств.

   
   

Политический подтекст 

Заявления о минировании, как правило, не подтверждаются, однако наносят существенный ущерб бюджетным и коммерческим организациям.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о федеральной безопасности, противодействии экстремизму и терроризму городской прокуратуры Макар Куницкий рассказал, что действия лжеминеров попадают под статью 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Наказание зависит от тяжести последствий, к которым привел звонок, - злоумышленник может отделаться штрафом в 200 тыс. рублей, а может на ближайшие десять лет оказаться за решеткой. 

Такие ситуации наносят как экономический, так и моральный ущерб. Фото: АиФ/ Григорий Тимченко

«На первый взгляд, такие преступления не кажутся общественно опасными - подумаешь, просто телефонный звонок, ложное сообщение. Тем не менее это наносит существенный ущерб бюджету страны, поскольку правоохранительные органы вынуждены отрабатывать все без исключения заявки, выезжая на место», - объяснил старший прокурор. 

Ложные сообщения, по словам сотрудника надзорного ведомства, можно разделить на две категории. В первом случае действия злоумышленников направлены на то, чтобы парализовать работу органов государственной и муниципальной власти, а также бюджетных учреждений. Такие звонки имеют политический подтекст. Во втором случае действуют профессиональные преступники, которые зачастую совершают звонки с территории иностранных государств. Они сообщают о минировании каких-либо коммерческих объектов в экстренные службы, парализуя работу предприятий. После этого вымогатели «выходят» на предпринимателей и требуют выкуп.

«Обе категории преступлений квалифицируются одинаково, но мотивация у преступников абсолютно разная. При этом телефонный терроризм связан с теми или иными политическими или экономическими изменениями на международной арене. Об этом свидетельствует статистика. Большая часть таких преступлений совершается с территории иностранных государств. Это усложняет их раскрытие и привлечение злоумышленников к ответственности», - рассказал Макар Куницкий. 

Игнорировать сообщения о минировании правоохранители не могут, даже когда наблюдается волна таких преступлений, так как до проверки объекта определить действительно ли это ложное сообщение или нет - невозможно. Важной задачей в таких случаях является проработка эффективного алгоритма эвакуации. Слаженные действия позволяют силовикам оперативно проверить объект, а компании - быстрее возобновить работу.

   
   

«Утечка данных» 

Вторая проблема, которая волнует петербуржцев не меньше, - телефонные мошенники. Жертвами аферистов нередко становятся наименее защищенные и доверчивые люди. В 2021-м в Северной столице зарегистрировали на 27% меньше обманутых через СМС, чем годом ранее, на 67% сократилось число махинаций по банковским картам. Однако проблема по-прежнему остается актуальной и требует бдительности от граждан. 

«Телефонное мошенничество сегодня, к сожалению, один из самых распространенных у киберпреступников способов получения доступа к персональным данным человека. Для обмана они используют современные технологии, постоянно придумывают новые схемы», - предупредил начальник управления безопасности Северо-Западного главного управления Банка России Евгений Алексеенко

Специалист рассказал об одной из последних и наиболее популярных на данный момент схем, в которой аферисты используют «проверку утечки данных».

«В СМИ нередко появляется информация, что данные клиентов той или иной компании утекли в Сеть. Безусловно, это беспокоит многих, люди хотят выяснить, не попали ли сведения о них в открытый доступ. Этим и пользуются телефонные мошенники - они звонят гражданам и предлагают узнать, не нарушена ли конфиденциальность их персональных данных. Аферисты отправляют жертве ссылку на специальный сайт, на котором якобы это можно проверить. Когда жертва заходит на такой ресурс и вводит свои персональные данные, то вся информация оказывается в руках у мошенников. В итоге они без особого труда могут похитить денежные средства со счетов или использовать полученные сведения в каких-либо других корыстных целях», - поделился начальник управления безопасности.

Эксперт поспешил добавить, что на самом деле никаких сайтов, на которых проверяется факт утечки данных, не существует. Если вам поступила информация о таком сервисе, важно понимать, что распространяют ее мошенники. 

Как не стать жертвой? 

Успех в борьбе с таким видом преступности сегодня во многом зависит от информированности и готовности граждан противодействовать аферистам. На сайте Банка России создан раздел «Противодействие мошенническим практикам». Там пользователи Сети могут ознакомиться не только с описанием наиболее распространенных схем, но и конкретными рекомендациями - как не попасть в сети телефонных аферистов.

Начальник управления безопасности поделился двумя универсальными и несложными правилами, использование которых дает наибольший эффект.

Первое. Никогда никому и ни при каких обстоятельствах не предоставлять персональные данные (информацию из паспорта, сведения о банковских картах, а также коды доступа). Важно понимать, что реальные сотрудники банка или представители правоохранительных органов не запросят такого рода сведения в телефонном разговоре. Не менее опасно размещать персональные данные в соцсетях или же хранить их в личных сообщениях, на компьютерах и телефонах - всегда есть вероятность утечки. 

Второе. Если вам поступает телефонный звонок с неизвестного номера, если вы получаете какое-то сомнительное предложение, кем бы ни представлялся человек на том конце провода, вешайте трубку. Успокойтесь, обдумайте полученную информацию, после чего в случае необходимости самостоятельно позвоните в банк или в ту организацию, от имени которой вам звонили. Перезванивая, следует помнить, что мошенники в последнее время особенно часто используют функцию подмены номера. Поэтому набирать номер необходимо самостоятельно, в ручном режиме, чтобы случайно не попасть снова к мошенникам. Телефон банка всегда указан на официальном сайте организации, также его можно найти на оборотной стороне карты.