Собачьи правила. Что изменится для владельцев четвероногих?

Татьяна Швецова / spb.aif.ru

В Госдуме рассматривают законопроект, который запретит детям и нетрезвым гражданам гулять с питомцами. Также он включает требование обязательной маркировки питомцев. Что думают по этому поводу владельцы животных, готовы ли ветклиники Северной столицы к массовому чипированию, и будет ли решаться проблема с убийцами собак – в материале spb.aif.ru.

   
   

Очередей – не будет

Обязать владельцев собак маркировать своих питомцев предложили в Минприроды. И даже подготовили на эту тему законопроект. Одновременно с аналогичной инициативой выступили и депутаты Госдумы. Они считают, что маркировка поможет владельцу быстрее вернуть свою потеряшку, если она сорвётся с поводка. Найти и наказать смогут и жестокого хозяина, выбросившего собаку на улицу.

Животных и их владельцев собираются заносить в специальную базу. За запись в ней денег брать не будут, а вот чипирование обойдётся в 1500 рублей. Но петербуржцам повезло – уже сейчас в городских государственных ветклиниках можно бесплатно вживить собаке чип. При одном условии: владелец должен иметь регистрацию в Северной столице. Иначе придётся заплатить.

Начальник управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев объяснил, что если законопроект примут, у ветклиник города не будет проблем с массовым наплывом посетителей. «Чипирование животных и, в частности, собак проводится в Петербурге с 2006 года в разных режимах. Также с 2012 года город предоставляет бесплатную комплексную услугу, которая включает в себя и чипирование, и вакцинацию против бешенства, прививку от видовых инфекций, осмотр собаки и выдачу паспорта» (Если регистрации у вас нет, за процедуру отдадите от 3500 руб. – Ред.).

По словам Андреева, в Петербурге около 300 тысяч домашних собак. В приютах живут примерно полторы тысячи, и ещё столько же – на улицах. Большинство бездомных псов уже кастрированы, привиты от бешенства и чипированы.

Правда, сколько сейчас в городе животных с чипами, ветеринары точно сказать не могут: базу маркированных собак они ведут с 2014 года, и в ней уже 700 тысяч записей. Это намного больше, чем собак в Петербурге. Дело в том, что база накопительная, и запись не удаляется даже после смерти четвероногих.

Юрий Андреев предлагает считать другим способом. По его данным, в государственных ветклиниках в каждом районе города ежедневно вакцинируют свыше трёхсот питомцев. И тех, кого приводят впервые, – чипируют. В 2022 году промаркировали 24 тысячи собак (в платных клиниках – 2,6 тысячи). В 2023-м – 21,1 тысячи (2 тысячи), в 2024-м – 19,9 тысячи (1,5 тысячи). То есть порядка 71 тысячи за последние три года, и это даёт основание считать, что большинство собак в Петербурге уже имеют вшитый под кожу чип. Если новый законопроект примут, процедура маркировки пройдёт спокойно, а для питомцев людей с петербургской регистрацией ещё и бесплатно.

   
   

Многие «собачники» идею чипирования поддерживают: «Я всеми руками «за», у моего питомца есть и чип, и адресник», – говорит Валерия, поглаживая свою лайку Геру.

Однако люди опасаются, что им придётся стоять «в огромных очередях по пять часов в государственных ветклиниках».

«Животное не может столько времени находиться в помещении, а цены в частных ветеринарках очень кусаются», – делится хозяйка лабрадора по кличке Оскар Наталья Маркова.

Однако бояться очередей не стоит. В ветклинику можно записаться на приём заранее и прийти к выбранному времени.

Не догхантеры, а убийцы!

Ещё одна проблема, которая беспокоит владельцев собак, – как бороться с так называемыми догхантерами, которые активизировались в последнее время. Наталья Маркова показывает симпатичные розовые пластины – на вид аппетитные, будто конфета или пастила. На деле же это яд, который разбрасывают на улицах борцы с собаками, и схватить яркую штуковину может и животное, и ребёнок!

«Эти люди – просто убийцы, жестокие, безжалостные и ненормальные! – уверена Наталья. – Их надо наказывать по всей строгости закона. То, с чем сталкиваются животные, когда яд попадает в их организм, просто ужасно, они испытывают адские боли».

Так же думает и депутат Госдумы Владимир Бурматов.

«Я не понимаю, почему их называют этим словом «догхантеры» – охотники на собак. А как педофилов называют? Любителями детей, что ли? Нет, педофилами. Нет никаких догхантеров, есть убийцы животных, и для них в Уголовном кодексе есть статья 245, до пяти лет лишения свободы».

Депутат возмущён, что преступники открыто размещают в соцсетях свои группы, публикуют составы ядов, подробно объясняют, где купить ингредиенты, как изготовить приманку, где разбросать и не попасться.

«Никто же не знает, на кого этот яд подействует. Это может закончиться летальным исходом для человека. Не надо ждать наступления последствий. Создание угрозы для жизни и здоровья граждан, создание общественно опасной ситуации – тоже преступление», – резюмирует Владимир Бурматов.

Как уберечь питомца от отравы?

Прежде всего, необходимо всегда быть бдительными.

«Собака должна быть на поводке, хорошо знать команду «фу», гулять с питомцем следует только на трезвую голову, а отправлять на прогулку с псом детей вообще не стоит. Они не смогут правильно отреагировать», – советуют эксперты.

С теми же предложениями выступают и в Госдуме – в первом чтении уже принят законопроект, запрещающий несовершеннолетним и пьяным выгуливать питомцев. Правда, цель инициативы, в первую очередь, уберечь людей от нападений крупных псов. Поэтому ограничение коснётся лишь собак так называемых «потенциально опасных пород», в их перечень сейчас входят 12 пород и их метисов. Однако в планах правительства – приравнять к опасным всех больших собак. По крайней мере – весом более 45 килограммов и ростом выше 60 сантиметров.

«Поручение Госдумы было о защите граждан от животных, в частности, от безнадзорных собак, – объяснила соавтор одного из законопроектов, председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. – Но мы пошли дальше и хотим сделать так, чтобы и люди, и животные были защищены законом. Чтобы на улицах не было безнадзорных животных. Чтобы либо дом и хозяин, либо приют и безопасность для всех».

«А догхантер для нас – это такой же убийца. Жестокое обращение с животными уже наказуемо», – заключила Останина.