Несмотря на политические события в мире, прошлый год стал для железнодорожников успешным. Своевременные решения, взаимодействие компании с профсоюзом привели к тому, что были достигнуты высокие результаты в работе тружеников магистрали.
Успех вопреки
Надежда Плахова, SPB.AIF.RU: Последние годы принято называть сложным периодом в нашей стране. А как железнодорожники переживают его? Пришлось ли приостановить развитие магистрали на фоне всех событий?
Александр Голубев: Скажу так – 2022 год для Октябрьской железной дороги был очень удачным. Да, на фоне политической ситуации стало необходимым произвести изменения в направлении грузоперевозок. Начальник Октябрьской железной дороги очень вовремя обозначил эту проблему перед руководством ОАО «РЖД». Внесённое им предложение было поддержано, и основные грузовые потоки переориентировали на коридор Север – Юг. Схема сработала, благодаря чему главным результатом 2022 года стало сохранение грузооборота.
– Удержаться на плаву, сохранить позиции сегодня непросто….
– Согласен, после победного года обычно сложнее всего удержать позиции. Но нам, железнодорожникам, это удаётся. Показатели первого полугодия 2023 года выше 2022 года в части погрузки, грузооборота, выгрузки.
Отмечу также стратегическое развитие дороги. Оно не прекращается и не приостанавливается. Идет строительство порта Лавна в Мурманске, МЦД-3 в Москве, там сейчас развёртывание работ. И это тоже большой плюс для нашей профсоюзной организации.
В целом дорога работает стабильно. Для профсоюза это особенно важно, ведь это является основанием не сокращать персонал, а наоборот, набирать сотрудников под объёмы работ.
Хочется выразить благодарность начальнику, руководителям дороги за то, что они эту стратегию реализовывают. Северо-Запад сегодня имеет перспективы на работу и на развитие. И это прекрасно.
– Что помогает удерживать позиции?
– Это большая комплексная работа. Отмечу, что коллективный договор является основой стабильности в работе компании. В конце прошлого года он был дополнен и изменён в лучшую сторону. Каждый раз мы его прорабатываем и меняем с учётом современных реалий и пожеланий со стороны работников.
Хорошие условия
– Железную дорогу принято считать наиболее безопасным видом транспорта. Известно, что в обеспечении безопасности движения поездов большую роль играет работа уполномоченных по охране труда и общественных инспекторов. Какая у этих людей мотивация?
– Работа с общественными инспекторами и уполномоченными на железнодорожном транспорте поставлена на хорошем уровне. Поясню – это те работники, которые активно проявляют гражданскую позицию, выявляют потенциально проблемные в части охраны труда места и информируют о них на специально разработанном ресурсе. Они не безразличны к общей системе безопасности. Оперативная реакция и решение обозначенных вопросов – главный мотиватор их общественной работы. Только общественных инспекторов на Октябрьской железной дороге – более 600 человек.
– Как много работников Октябрьской дороги сегодня состоят в профсоюзе?
– Членство сегодня у нас составляет почти 95% от всего числа работников дороги. Но в наш профсоюз вступают также работники метрополитена, профильных учебных заведений.
– Какое участие принимает Дорпрофжел в улучшении условий труда на дороге?
– Улучшение условий труда – один из приоритетных вопросов, находящихся на контроле начальника магистрали Виктора Голомолзина. Во время осмотров полигона ОЖД, а они проходят два раза в год, на любой станции, на любом околотке, предприятии он всегда уделяет внимание данным вопросам – есть ли комната приёма пищи и в каком она состоянии, есть ли место для того, чтобы работники могли переодеться, тепло ли в помещениях зимой? Есть ли кондиционеры на случаи жары? Он на всё обращает внимание. Мы всегда участвуем в этих осмотрах. Уполномоченные по охране труда подсказывают, на что обратить внимание, формируют протоколы на местах с предложениями.
Понятно, решить все вопросы в один момент невозможно, но системный подход есть, формируются и реализуются соответствующие планы. Дорога реально преображается.
У нас есть ещё такой инструмент, как социально-экономический форум – там происходит подведение итогов выполнения обязательств Коллективного договора и Отраслевого соглашения. Там же формируются замечания, а потом работники, заявившие о них, получают персональные ответы за подписью начальника дороги и председателя Дорпрофжел. В этом ответе мы обязательно благодарим работника за небезразличное отношение к условиям труда.
– Октябрьская дорога является старейшей в нашей стране. Много ли проблемных мест сейчас на стальной магистрали?
– Дорога у нас, действительно, старейшая – самая первая. Есть как современные объекты инфраструктуры с новейшими технологиями работы, так и требующие обновления и ремонта. Локальные вопросы всегда есть, мы стараемся максимально быстро на них реагировать. Что-то решается быстро, что-то ставится в план, если объём большой. Но отмечу, что руководство дороги много чего добивается. Проводятся капремонты, текущее содержание тоже на высоком уровне.
– Цифровизация является одной из самых актуальных тем. А как с ней обстоят дела у вас, в профсоюзе? Есть ли цифровые сервисы для работников?
– Конечно, современные технологии – это уже необходимость нашего времени. Ковид заметно повлиял на работу, после него мы продолжаем удалённо проводить часть мероприятий – семинары, вебинары, заседания. Для членов РОСПРОФЖЕЛ действует Программа лояльности – система предоставления скидок у организаций-партнёров.
Работники ОАО «РЖД» активно пользуются электронным сервисным порталом. Там они могут дистанционно заказать справки, отправить заявку на оформление льготного проезда, узнать о положенных льготах, последних новостях компании, задать свои вопросы. Возможности этого сервиса очень большие, и труженики Октябрьской дороги им активно пользуются.
Сейчас готовятся к внедрению новые программные решения. Они будут ориентированы на волонтёрство и здоровый образ жизни.
Выбирают здоровье
– В РЖД 2023 год был назван Годом здоровья. Как этот девиз поддерживает Дорпрофжел на ОЖД?
– У нас проводится и профилактическая работа, и по оздоровлению сотрудников. Радует, что очень много тружеников тянутся к спорту и ЗОЖ. Есть система клубов, действует программа поддержки здорового образа жизни – «Агенты ЗОЖ». На узлах есть организаторы, которые продвигают это. В части организаций есть свои тренажёрные и спортивные залы, где люди могут перед работой или после неё заняться спортом.
Хорошие отзывы мы получили после проведения на станции Лужская VII Усть-Лужского железнодорожного полумарафона. Участие в нём приняли более 500 человек – работники действующих в порту Усть-Луга организаций, представители с других дорог и гости из Республики Беларусь. Участниками первого забега на Лужской, в 2016 году, стали чуть более 50 человек. Сейчас цифра в десять раз больше.
Это доказывает, что при системном развитии можно увеличить статус мероприятия. Например, марафон «Белые ночи». Я участвовал в нём 10–15 лет назад. Тогда пробег объединял 1500–2000 человек. И это считалось хорошим показателем. В этом же году – 15 тысяч участников – жители Санкт-Петербурга и других регионов страны. И большинство из них не спортсмены, а обычные люди. Профсоюз и ОЖД поддержали наших работников и выставили команды в составе более 120 человек.
– Как у вас развивается волонтёрское движение?
– Драйвером развития волонтёрства стало объявление прошлого года в компании Годом поддержки волонтёрской деятельности. Мы знали, что ребята в свободное время активно помогают нуждающимся. Для Октябрьской железной дороги центральными событиями прошлого года стали проведение Слёта волонтёров в Петрозаводске и открытие «Добростудии» в Санкт-Петербурге. Слёт объединил неравнодушных работников не только с Октябрьской магистрали. Гостями и активными участниками стали представители Северной и Калининградской дорог.
«Добростудия», открытая начальником ОЖД Виктором Голомолзиным, стала настоящей волонтёрской базой, оборудованной всем необходимым. Здесь производились сбор и сортировка вещей нуждающимся беженцам с новых присоединённых регионов России и участникам СВО. Дважды помещения «Добростудии» были использованы в качестве донорского центра. Мастер-классы, общения с волонтёрами-коллегами и многое другое – площадка постоянно занята и находится в рабочем состоянии.