Ночью голой покататься во ржи. Как девушки на Ивана Купалу повышали сексуальность

Празднование дня Ивана Купалы популярно до сих пор. © / ru.freepik.com

Наступили те дни, которые в старину использовались девушками для резкого наращивания своей сексуальности. И пластические хирурги были им не нужны - наши пра-, пра-, прабабушки знали более надёжные способы.  А наилучшим временем года для увеличения эротической привлекательности считался период между Ивановым (7 июля) и Петровым (12 июля) днями.

   
   

Быть бы живу

Во времена патриархальные любой брачный союз был, в первую очередь, хозяйственно-экономической сделкой. А если речь шла о знатных людях, то и политической. О создании новой семьи договаривались старшие, а жених с невестой зачастую даже не видели друг друга вплоть до дня свадьбы. Однако постепенно нравы менялись, и к концу XIX – началу XX веков подобные стереотипы поведения сохранились только на самых окраинах Русского Севера.

Так, к примеру, обстояло дело у саамов, где важнее красоты невесты или силы жениха было количество оленей в их владении.

«Нет ничего удивительного в том, что люди, живущие в таком суровом климате, среди скудной природы, больше заботятся о пропитании, источником которого главным образом являются олени, чем обо всем остальном. Владение большим стадом кажется им вернейшей гарантией избежать в дальнейшей жизни ужасов бедности и сопряженных с ней страданий, холода и голода», – писал этнограф И. Шеффер

А вот южнее, в том числе на берегах Невы, в Петербурге и окрестных землях, традиции к тому моменту уже поменялись. В крестьянских семьях (будь то русские, вепсы, карелы или финны) по-прежнему свадебные дела находились в ведении старших, однако молодые уже могли видеться до свадьбы, общаться друг с другом, выбирать себе пару.

Невесты получили право даже отказывать сватам, если назначенный жених приходился не по вкусу. Понятное дело, что в таком обществе подходы к красоте сильно поменялись, и поэтому девушки, как могли, повышали свою привлекательность для противоположного пола.

Именно в ту пору по славянским деревням начало распространяться такое понятие как славутность – под ним понимались не только физическая красота, но и ум, обаяние и, видимо, то, что в наши времена называется сексуальность.

   
   

Люди заметили, что не каждая писаная красавица пользуется повышенной популярностью у женихов, при том, что иная дурнушка-хохотушка только и успевает отбиваться от настойчивых сватов. Этот феномен и называли славутностью – обладающая ей девушка в лучшем смысле слова «славилась» среди парней.

При этом существовали ритуалы, которые помогали славутность нарастить. Считалось, к примеру, что для этого необходимо не только прыгать через костер в ночь Ивана Купалы, но и умываться утренней купальской росой. В канун Иванова дня обязательно устраивалась славутная девичья баня, в которой девушки парились новыми березовыми вениками с определенным набором цветов, а затем бросали их на дорогу, на крышу бани или в реку. При этом следили: в какую сторону комлем падал или плыл веник – в ту сторону и предстояло выйти замуж.

Важную роль играла баня и в народных обычаях финнов-ингерманландцев (в собственно финской версии, естественно, использовалась сауна). Накануне бракосочетания девица должна была посетить сауну – ритуал символизировал прощание с девичеством. Печь топили липовыми поленьями — эта древесина считалась наиболее благоприятной для начала совместной жизни. Девушка мылась вместе с подружками, которые активно омывались следом ее водой, брали ее веники и укладывались на нагретое невестой место — звали к себе скорое замужество. Данный обычай кое-где сохранился до сих пор.

Как поднять лемби

У карелов аналогом русского понятия славутность было лемби.

В старину оно, вероятно, имело широкое значение – в фольклоре его употребляют как синоним таких понятий как любовь, симпатия, ласка. Есть даже версия, что изначально Лемби (Лемпо) было именем позабытого карельского божества, отвечающего за любовь, – аналог Купидона или Амура. Кстати, с Лемби созвучно и имя Лель, которым якобы звали духа, ведавшего делами в этой же сфере у славянских народов.

Известно, что каждая карельская девушка строго следила и заботилась о своем лемби, часто прибегая к различным магическим действиям, чтобы поддержать или поднять его. Если же парни обходили вниманием девушку, мало или совсем не приглашали ее на танцы или к участию в играх, то говорили, что у нее «плохая лемби» или вообще «упала лемби».

Главным временем года для наращивания эротической привлекательности считался период между Ивановым (7 июля) и Петровым (12 июля) днями (по кар. viandoit – летние святки). Без бани вновь не обходилось – за неделю до Иванова дня девушки шли в лес и собирали там чудодейственный веник из 27 ветвей, сорванных с 27 различных берез. Затем парились им в бане.

После использования веник не выбрасывали, а прятали в ржаном поле. Веник пропитывался росой, его прятали в сундук, и при выходе в деревенский «свет» барышни обмахивались и обтирались ветками, считая, что тем самым прибавляется лемби. Поднимали лемби и в Крещение.

Когда духовенство с крестами, хоругвями и иконами шло к иордани, девушки, заботящиеся о своем лемби, следовали за процессией, пытаясь ступать след в след священника. Придя на прорубь, карелки снимали с себя одежду, разувались и оставались стоять в одном ситцевом платье и чулках. В таком виде они стояли до окончания молебна. Затем трижды окунались в холодную воду и бежали на колокольню, где звонили в колокола с надеждой, что их репутация будет разноситься так же далеко, как и звон колоколов.

Был и еще более верный способ поднятия своей привлекательности, который приводил сторонних наблюдателей в смущение.

«Существует еще другое средство – это купание во ржи. Представьте себе теплую июньскую ночь, с нежным запахом распустившихся цветов; в поле, в росистой ржи, как русалки, прыгают, скачут, валяются девушки, совершенно нагие... Куда девались их постоянная застенчивость и стыдливость, заставляющие нередко краснеть до корней волос?!.. Все забыто, лишь бы «лемби-ностай» – пустить хорошую молву», – рассказывал о своих впечатлениях русский писатель Николай Лесков, совершивший в 1892 году поездку по северным губерниям.

При этом девушки старались выбрать рожь и попышнее, и побогаче – считалось, что так магическое средство подействует надежнее. То-то, наверное, радовались хозяева, которые с утра пораньше обнаруживали, что на их поле всю ночь мяли колосья своими боками молодые девицы. 

Фото: Обложка книги

Но, как мы понимаем, на любовном фронте во все времена было непросто. Бывают случаи, когда «знающие люди» (колдуны) не только проводили обряды по поднятию лемби, а и действовали строго наоборот – чаще всего для того, чтобы отбить особо настойчивых ухажеров. Тем более считалось, что лемби есть и у парней, а значит, можно лишить молодого человека и привлекательности, и вообще мужской силы – у такого обряда даже было специальное название, его называли «положить в костер». Пострадавший, впрочем, мог найти колдуна, и тогда разворачивалась настоящая битва магов – кто кого переколдует.

Живая традиция

Казалось бы, в наши дни про подобные обычаи можно забыть, однако люди предпочитают верить в чудеса. Поэтому по сей день под Петербургом, в Ленинградской области, и в других регионах российского Северо-Запада устраивается празднование дня Ивана Купалы, проводятся фестивали, на которых звучат фольклорные песни, горят купальские костры, а девушки пускают венки по рекам.

Популярны праздники, связанные с Ивановым днем (Янов день, Uunanpei, Juhannus), и у финно-угорских народов. И очень многие барышни стремятся поутру умыться купальской росой.

А кое-кто даже и хранит в современных квартирах те самые, пропитавшиеся росой банные веники и, отправляясь на вечеринку или свидание, не только наносит хороший парфюм, но и обмахивается этим веничком, в точности как делали прапра-прабабушки много веков подряд. На что не пойдешь ради красоты?