Утренняя газета и чашка кофе. Как изменятся киоски с прессой в Петербурге?

Власти Петербурга, совместно с профессионалами периодической прессы, издателями и распространителями прорабатывают новые принципы работы сети газетных киосков в Северной столице. Предполагается, что павильоны разместят в самых оживленных местах города, вместе с газетой в них можно будет купить утренний кофе, а внешний облик киосков будет «вписан» в окружающий городской ландшафт.

   
   

Киоски-оборотни

О необходимости навести порядок в сфере торговли печатными изданиями в городе говорят уже несколько лет. Суть проблемы в том, что газетные киоски изначально ставили вблизи станций метро, остановок автобусов и трамваев, и в других оживленных местах города.

И это месторасположение оказывалось лакомым куском для бизнесменов – огромные массы людей, проходящие мимо павильонов, позволяли генерировать весомую прибыль на продаже всякой необходимой горожанам мелочевки. Тем более, что как предприятия, реализующие печатную прессу, они имели право на ряд преференций. Ларьки сдавались в субаренду. И постепенно дело дошло до того, что сами газеты и журналы, ради которых в свое время и обустраивались киоски, оказались забытыми – на стендах кое-где еще болтались прошлогодние и никому не нужные издания, которые при необходимости предъявлялись контролёрам, а всё остальное пространство было занято чем угодно. От шоколадок и шампуней до фальсифицированных духов и пива из-под прилавка.

Такие павильоны получили неофициальное, но меткое наименование «киоски-оборотни». Понятно, что ни газетчиков, ни власти  ситуация не устраивала, и три года назад в городе было принято решение сформировать комиссию, с участием профессионалов рынка, и покончить с нашествием хамелеонов (в состав комиссии, кстати, были включены и представители «АиФ-Петербург», как наиболее тиражного печатного еженедельника Северной столицы).

Павильоны нового типа

По итогам работы комиссии, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле(КППИТ) в декабре 2022 года утвердил специальную программу «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге», в рамках которой в Петербурге было решено установить муниципальные павильоны, торгующие прессой.

Сейчас определены примерно 700 площадок, на части из которых вскоре появятся киоски нового образца. Устанавливать первые из них начнут в середине лета, с Выборгского района. Неторопливость в реализации проекта связана с желанием получить обратную связь от издателей и читателей, прежде чем разворачивать сеть по всему городу.

Также в планах – вписать новые киоски в существующий городской ландшафт, а это означает, что павильоны в историческом центре внешне будут отличаться от аналогичных киосков в районах новостроек.

   
   

Что войдет в ассортимент?

Но принцип будет один: 70% ассортимента отдано под печатную продукцию, и еще 30% под другие товары, которые выгодно реализовать предпринимателям.

- На одних СМИ, будем честны, не заработаешь. Но, конечно, ничего громоздкого, тяжелого, чтобы занимало многом места, там не будет. Наверняка, дадим возможность продавать кофе. Почитать утреннюю газету под чашку кофе – что может быть приятнее? - поделился планами на «круглом столе» по реализации программы, организованном «Фонтанкой», вице-губернатор Кирилл Поляков.

Впрочем, по словам Полякова, вызывает некоторые вопросы как раз наполнение этих самых 70%. Должны ли там быть только периодические печатные издания, или возможно включить в этот ассортимент еще какие-то полиграфические изделия – книжки-раскраски, сборные бумажные модели и так далее.

Правда, этот вариант, судя по всему, не понравился самим издателям, которые отметили, что официально в городе зарегистрированы, и время от времени выходят 550 печатных изданий, и никакой киоск всех их не вместит. А, значит, даже среди газет и журналов придется проводить отбор – где уж тут размещать еще и книжки-раскраски?

Еще один важный вопрос – собственно, само размещение новых киосков. Не так просто будет найти в центре Петербурга свободные «пятна» под 15-метровые павильоны, да еще вблизи метро и остановок, а их установка вдали от людских масс профанирует саму идею.

На чужих ошибках

Также до конца неясно, а как именно будут разыгрываться «лоты» на конкурсе среди распространителей.

- Власти Петербурга очень грамотно подошли к проблеме, и  намеченные пути развития заслуживают только аплодисментов. В Москве, к примеру, так сделать не смогли и набили множество шишок, и будет замечательно, если мы их учтём.

В частности, от имени издателей предлагаю определенные конкурсные баллы давать за деловую репутацию – тем самым, мы отсечем от конкурса недобросовестных предпринимателей, которые объявят себя распространителями прессы, но на деле попытаются вновь реализовать ту же схему с киосками-оборотнями. Считаем, что надо давать преимущество тем, кто может подтвердить, что на протяжении последних нескольких лет успешно занимается реализацией печатных изданий. А это легко, ведь есть накладные и прочие документы, получаемые в типографиях. Прошлое есть прошлое – подделать его нельзя, - считает генеральный директор группы компаний «Кардос» Олег Бережной.

С тем, что такое предложение – разумно, и может быть учтено согласился первый заместитель председателя комитета по промышленной политике Санкт-Петербурга Александр Ситов.

- Экономика проекта, конечно, важна, и именно поэтому мы проработали такой механизм – поэтапное внедрение киосков, чтобы можно было учесть все замечания и ликвидировать возникающие проблемы. Кроме того, фактически город инвестирует в газетную сеть, предоставляет предпринимателям муниципальное имущество, с помощью которого те смогут зарабатывать деньги, и вполне естественно, что мы будет предлагать определенные условия, направленные на выполнение, в том числе, и социальных задач, - отметил Александр Ситов.

- Думаю, все конструктивные предложения должны быть учтены. Моя профессиональная обязанность – защищать и поддерживать печатную прессу, поэтому мы и занялись этой работой. Конечная цель сформировать достойную схему работы, которая была бы удобна и издателям, и газетчикам, и, конечно, горожанам, - подытожил председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт- Петербурга Владимир Рябовол.