В 2023 году россиянам придется выбирать между искусством и судом

Zamir Usmanov / GLOBAL LOOK

В России количество споров, урегулированных с помощью медиации, остается на низком уровне. Россияне намного чаще прибегают к конфликтам в суде – несмотря на все очевидные преимущества внесудебного решения споров. О том, как решать конфликты без траты драгоценного времени и нервов, – рассказала адвокат и медиатор Алиса Волхова.

   
   

Почему суды неэффективны

Я более 15 лет занимаюсь судебными тяжбами, и в основном это были бракоразводные процессы с разделом супружеского имущества и детей, разделы наследства между наследниками. 

Когда наблюдала за спорящими в залах судебных заседаний, меня мучал один и тот же вопрос: почему эти споры так ужасны? Представлялось, что чем глубже люди уходили в свой конфликт, тем тяжелее им было общаться  друг с другом. И тем больше они себя закапывали в эмоции, что в итоге приводило к тупику! 

Решение суда – тоже тупик. Как минимум для одной стороны, но даже чаще – для всех. И та сторона, которая выиграла дело, не догадывается, что испытания еще впереди. Ведь «победившая» сторона остается с проблемой исполнения судебного решения и окончательно разрушенными отношениями со своим оппонентом. А сколько драгоценного времени – единственного невосполнимого ресурса – тратится на судебные разбирательства?

Фото: АиФ-Петербург

Судебные споры так страшны не потому, что люди разучились договариваться. Скорее потому, что люди потеряли способность, как это правильно выразил Мэн Лезли, «правильно не соглашаться».

Обратите внимание, как строятся конфликтные диалоги в ток-шоу на ТВ? С позиции агрессивного отрицания:

 – Нет, я с вами не согласен!
 – Ну что за чушь вы несете!
 – Да вы не способны конструктивно мыслить! 

   
   

Каждый из кожи вон лезет увидеть или услышать своего собеседника похожим на себя, хотя бы во мнении.

Поэтому лучшая медиация – установление контакта с собой. А наилучший способ это сделать – узнать свои чувства и эмоции, которых не так уж и много: только у многих притупилась способность их дифференцировать.  Чтобы корректно дать оценку своим чувствам и эмоциям, требуется наблюдение, прочувствование, описание и интерпретация с анализом. 

Как работает медиация

Представьте, у вас есть приятель Коля, к которому вы вполне хорошо относитесь. Но Коля звонит только тогда, когда у него проблемы. И вот вы уже не хотите с ним разговаривать, но тут случайно встречаетесь, и на вас нападает раздражение, желание развернуться и уйти. 

Уйти, как известно, никогда не поздно. Однако с позиции правильного несогласия следовало бы Коле объяснить, почему нет желания с ним встречаться. Но вы этого не сделали, и предпочли окунуться в эмоции. 

Чтобы выйти на уровень правильного несогласия, нужно понаблюдать за своими эмоциями, почувствовать их, проговорить о том, что вы чувствуете, и затем дать интерпретацию. В какой-то степени это самотерапия, которая позволяет уже в трезвом уме объяснить Коле, кто не прав.

Да, понимать себя и уметь выражать свои чувства – сложно. И одной из эффективных возможностей справиться с этим стала медиация через искусство. Это авторский метод – результат совместной работы с моей коллегой, медиатором и психологом Доротеей Волковой. 

Фото: АиФ-Петербург

Суть нашей медиации  в том, что через наблюдение полотен художников участник учится буквально смотреть, наблюдать, видеть, описывать увиденное, анализировать и интерпретировать. Всего  шесть простых действий, но они в совокупности приводят человека к пониманию себя и окружающих.

В пространстве медитативного агентства Волховой и Волковой проводятся трехчасовые арт-сессии с участием медиатора – посредника между присутствующими, их эмоциями и чувствами. Это позволяет развить ценный навык – я бы сказала без преувеличения, валюту современного мира, – талант коммуникации.

Обратите внимание, что на считывание изображения человеку достаточно меньше секунды, а вот на рассматривание картины уже потребуются в среднем 17-20 секунд, потому что человеческому мозгу нужно обработать смысл и замысел художника. Именно этот процесс и представляет особенный интерес и практическую значимость в дальнейшей коммуникации.

Медиация через искусство 

На первом этапе участник учится смотреть или, как это сейчас называют, «замедляться», чтобы зафиксировать внимание и запомнить то, на что он смотрит. Это требует концентрации, которой так не хватает современному человеку!

Нужно принять удобную позу и отвлечься от посторонних мыслей: с этого момента рождается концентрация внимания – второй этап. Он состоит в том, чтобы удержать внимание и пройтись им по деталям полотна: линии, цвета, тени, выражения глаз, движения рук и пр. 

Фото: АиФ-Петербург

Далее, мы переходим к третьему этапу – нужно увидеть то, что не видит другой, – это результат сбора информации на первых двух этапах. Тут вы расшифровываете произведение, из деталей выделяете и описываете основную. 

И уже после этого приступаете к анализу скрытого сообщения художника, который его запечатал в слоях краски, а затем и к поиску значения обнаруженных символов. Главный вопрос, на который нужно себе ответить: «Зачем автор создал эту картину?». Это помогает определить конфликт и его причину, ведь в любом произведении присутствует конфликт – двигатель всех движений. 

На заключительном этапе пути мы переходим к интерпретации – даем оценку того, что мы видели, наблюдали, анализировали и описывали. Современный человек не проходит через эти этапы и сразу падает в интерпретацию, которая для него становится искажением, то есть причиной расширения конфликта. По словам автора мирового бестселлера «Визуальное мышление» Дэна Роэма: «То, что мы видим и как понимаем картину, зависит от проблемы, которую мы стараемся решить в этот момент».

Каждый человек навязывает свою точку зрения, осознанно или нет, на увиденное. Наша методика заключается в обратном: чтобы через прекрасное человек смог увидеть себя, найти свой конфликт, из которого он вынесет пользу, а не разрушение.