Вирус пьянства. Как COVID подтолкнул россиян больше пить

Весело может быть и без водочки. © / freepik.com

Во время пандемии COVID-19 во всем мире выросло употребление спиртных напитков. Так, по данным крупнейшей сети алкогольных магазинов России, только продажи текилы, рома и виски в 2020 году увеличились на 70%, а 2021 год может побить и эти рекорды.

   
   

Действительно ли коронавирус подтолкнул нас к пьянству? Существует ли «пятничный алкоголизм», и почему «кодирование» - это обман, «АиФ» рассказал психиатр, нарколог, доктор медицинских наук, профессор Алексей Егоров.

250 бутылок на зарплату

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Алексей Юрьевич, как пандемия и падение доходов изменили потребительские привычки россиян в алкогольной сфере?

Алексей Егоров: Последние 15 лет потребление спиртных напитков в России постоянно снижалось… до марта 2020 года, когда начались локдауны из-за пандемии. Именно с этого времени цифры стали расти во всем мире, но не драматически - в среднем на 5-10%. Однако в России нужно помнить о нелегальной продукции и самогоноварении, приверженцев которых точно сосчитать невозможно. Почему цифры поползли вверх? У людей появилось больше свободного времени и денег, так как они перестали ходить в кафе и путешествовать, многие начали снимать стресс с помощью спиртного, которое в России считается доступным «народным антидепрессантом». И действительно сегодня крепкий алкоголь в нашей стране - один из самых дешевых в мире. Давайте вспомним, что даже в СССР водка была в 10-15 раз дороже. На среднюю зарплату при позднем Горбачеве можно было купить 16 бутылок, сегодня в Петербурге - около 250, по России - 188.

- А алкоголь на самом деле эффективно снимает стресс?

- Он действительно обладает антистрессовым воздействием - отсюда знаменитые 100 граммов фронтовых. Но мы не на войне! Последствия такого «лечения» могут быть весьма тяжелыми. Краткосрочный эффект пройдет вместе с опьянением, а дальше появятся головная боль, тошнота, тахикардия и другие симптомы постинтоксикационного состояния.

- Как понять, что у человека действительно есть проблемы со спиртным? Сейчас уже появилось понятие «пятничный алкоголизм». Получается, пара бокалов вина в выходные - повод задуматься?

   
   

- Существует несколько характерных признаков алкогольной зависимости и стержневой из них - так называемая утрата количественного и ситуационного контроля. Обычный человек когда чувствует, что захмелел, - делает паузу. Он также не будет усердствовать в употреблении, если ему завтра садиться за руль, выходить на работу, решать какие-то важные дела. У алкоголика же каждый прием дозы вызывает непреодолимое желание продолжить, вне зависимости от обстоятельств. Для него главное - напиться. Быть только пятничным алкоголиком невозможно - зависимый человек употребляет в любой день недели. Поэтому если кто-то каждую пятницу выпивает пару бокалов вина, и душа не требует «продолжения банкета» в виде дополнительных бутылок, лично я в этом никой болезненной зависимости не вижу.

К слову, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) установлены безопасные нормы потребления алкоголя. Во-первых, «стандартный дринк», содержащий 10 мл чистого спирта. Для мужчин предельная норма - до 4-5 «дринков» в день (в общей сложности это 100-125 мл водки или 600 мл вина, или 4-5 бокалов пива по 0,33 литра), для женщин - не более трех. То есть два-три бокала вина можно себе позволить выпить без ущерба для здоровья, но этот «праздник» не должен продолжаться ежедневно. Во-вторых - максимальное количество спиртного, выпиваемого за неделю. Здесь мужчинам позволено не более 17 «дринков», то есть «принимать на грудь» каждый день не следует даже в безопасных дозах.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

«Сухое поколение»

- Сегодня называют немало факторов, которые могут привести к алкоголизму. Какую роль тут играет наличие пьющих родственников?

На развитие алкогольной зависимости влияет множество факторов: генетика, психологические особенности человека и его склонность к депрессиям, окружение (пьющее или нет), связанная со стрессами профессиональная деятельность, социальный статус и прочее. Так, вероятность повторить судьбу пьющих мам у девушек составляет 25%, пап - 10%. А если выпивали оба родителя, цифры в разы увеличиваются у представителей обоих полов. И дело не только непосредственно в самих генах, но и семейной привычке постоянно устраивать застолья с большим количеством спиртного, что формирует у ребенка толерантность к потреблению горячительных напитков.

- Теперь многие могут сказать - это что же, на Новый год шампанское распивать тайно в туалете?

- Нет, шампанское лучше пить за новогодним столом. И если на каком-то семейном празднике вы откроете бутылку хорошего вина и пригубите его под не менее хорошую закуску - ничья психика не пострадает. Но «поддавать» при детях каждый день, приходить домой пьяными и предлагать несовершеннолетним попробовать спиртное с мыслью «пусть лучше при мне, чем за углом» - неприемлемо. Да, за углом они все равно попробуют, но не нужно наливать детям «бокальчик» собственными руками.

Хочу отметить, что сегодня главные потребители алкоголя как в Санкт-Петербурге, так и в целом по России - люди возрастной группы 30-60 лет. Тогда как молодежь все меньше хочет делать спиртное обязательной частью своего досуга. Они уже умеют развлекаться без допинга, а крепким предпочитают слабоалкогольные напитки. Однако и здесь все не так радужно.

В конце 1990-х - начале 2000-х новое поколение стал захватывать пивной алкоголизм. При этом, как показывают некоторые исследования, предпочитающие водку «принимают на грудь» меньше пивоманов. Потому что крепкий напиток они выпьют один раз и вечером, а любители пива «тянут» его на протяжении всего дня, в итоге получая бóльшую дозу чистого спирта. Хотя пьяными при этом не ходят.

Страшнее героина?

- В 2019 году Международная общественная организация «Глобальная комиссия по наркополитике» призвала ООН пересмотреть классификацию психотропных веществ и поставить алкоголь на первое место. Дальше, по их классификации, идут героин и крэк. Неужели спиртное опаснее опиоидов?

Известный британский ученый и психиатр Дэвид Натт в ходе своего фундаментального исследования наркотических веществ пришел к выводу, что алкоголь более вреден, чем самые сильные наркотики, - как для организма употребляющего, так и для общества в целом. И в этом есть доля правды. По данным ВОЗ, спиртное является причиной порядка 3 млн смертей в год - такой статистики нет ни у одного из психотропных веществ. Алкогольные смерти - это не только классический цирроз печени и отравления. Это новообразования, болезни сердца, нервной, пищеварительной и эндокринных систем, самоубийства, убийства, пьяные ДТП с жертвами. Это домашнее насилие и травмы, я уже не говорю о низкой производительности труда. И при этом всем алкоголь легализован и легкодоступен в любом количестве. В этом отношении он страшнее героина.

- Что делать тем, кто твердо решил бросить пить?

- Есть разные возможности. Например, существуют официальные наркологические кабинеты и наркодиспансеры, где помощь оказывается бесплатно. Но там человека поставят на учет, что фактически повлечет за собой поражение в правах. Он не сможет получить водительское удостоверение, допуск к определенным работам и оружию. Все это отпугивает многих потенциальных пациентов - именно поэтому на учете у нас стоят не более 5-10% всех алкоголиков. В крупных медицинских клиниках и частных больницах помощь оказывают анонимно, но платно. Что касается самого лечения, это долгий процесс работы с пациентом, в котором принимают участие нарколог, психолог, психотерапевт, применяются фармакологические и психотерапевтические методы. И если раньше главной целью был полный и обязательный отказ, то сегодня есть возможность перехода на дозируемое контролируемое потребление. Гарантировать 100%-ный результат не возьмется ни один профессиональный врач, но двигаться в этом направлении и снижать вред от принятого спиртного нужно. Даже если, войдя в ремиссию, человек через несколько месяцев вновь уходит в запой - это хороший промежуточный результат. Ведь все-таки в течение долгого времени он не пил.

К сожалению, в России до сих пор распространены методы, которые мой коллега - нарколог профессор Евгений Крупицкий - называет «сциентистски декорированное (т. е. наукообразно оформленное) шаманство» - кодирование, «вживление торпед» и прочее. К медицине это никакого отношения не имеет, пациента обманывают за его же деньги. В итоге больные ходят от одного врача к другому в поисках чудесного излечения за один сеанс и разочаровываются в наркологии.