Возраст не помеха. Что помогает пожилым петербуржцам оставаться активными?

В свои 90 с лишним лет Иван Краско даст фору многим молодым коллегам. © / предоставлены театром им. В.Ф. Комиссаржевской

Сегодня в Петербурге почти треть жителей – пенсионеры. Однако многие и в солидном возрасте ведут активный образ жизни. Играют на сцене, занимаются спортом, работают. Как им удается оставаться в форме?

   
   

«Постоянно учился, интересовался»

Конструктор подводных лодок, Герой Труда Игорь Спасский – 95 лет.

В юности он хотел стать геологом, но судьба решила по-другому. В 1941-м поступил в морскую спецшколу в Москве. Затем – «Дзержинка» в Ленинграде, Черноморский флот. Как из 600 выпускников он попал в небольшую группу, которую отправили в судостроительную промышленность, академик так и не узнал. Но с тех пор уже 72 года связан с проектированием субмарин. Игорь Дмитриевич и сегодня является научным руководителем в ЦКБ «Рубин», пишет научно-популярные статьи.

«Жизнь нужно наполнять содержанием, способным сделать наше будущее интереснее, – считает знаменитый конструктор. – Моя профессия – одна из лучших и значимых: она постоянно требует обширных и глубоких знаний, поэтому я учился, многим интересовался, в том числе выходящим за должностные рамки. Рад, что достойно и результативно прошел свой конструкторский путь. Врачи периодически советуют отдохнуть «по возрасту», но в ответ я им «рисую» варианты техники нового вида. Творил все время и сейчас продолжаю. Так что это процесс постоянный».

«Востребована, окружена вниманием»

Народная артистка России, Татьяна Пилецкая – 93 года.

Ее называли аристократкой советского кино. За ней ухаживали Вертинский и Козинцев, рисовал Петров-Водкин, а фигурка юной Тани известного скульптора Пахомова хранится в Русском музее. Но началась война. Из-за немецкого происхождения семью выслали из Ленинграда. Отца репрессировали, летом 1941-го на фронте погиб родной брат Володя. «Мы прошли через лишения, потери, но Бог меня хранил», – говорит Татьяна Львовна. С 1966 г. и до сегодняшнего дня она работает в театре «Балтийский дом», играет по несколько спектаклей в месяц. Выглядит потрясающе: стройная, элегантная, на каблучках.

   
   

«Спасибо родителям за такие гены, на диетах сроду не сидела, гимнастику тоже не делаю, – призналась Пилецкая. – Постоянно работаю, когда есть свободное время, пишу книги. Две из них «Серебряные нити» и «Хрустальные дожди» посвящены истории моего рода. Много сидела в архивах и раскопала родословную от начала XVII века! Еще в одной книге рассказываю о коллегах-артистах. Название «А судьбы у всех разные» перекликается с фильмом «Разные судьбы», после которого я проснулась знаменитой. А еще там есть мои стихи: в зрелом возрасте на меня вдруг снизошла муза. Все в порядке и в отношениях с родными. С дочерью ежедневно созваниваемся и с внучкой часто, хотя понимаю, что у молодых своя жизнь. Я востребована, не одинока, это и дает ощущение полноты и гармоничности существования».

«В работе выкладываюсь по полной»

Народный артист РФ Иван Краско – 91 год.

В пять лет он остался круглым сиротой, пережил ужасы войны, послевоенную разруху. Поступил в военно-морское училище, командовал кораблем, но «всегда знал», что будет артистом. 56 лет он служит в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской.

«Считаю, меня держит на плаву профессия. В жизни, быту, еде я неприхотлив, могу довольствоваться малым. А вот в работе старался всегда выкладываться по полной. Это и дает силы. Сам удивляюсь: отыграю спектакль – и не устаю. Мне все до сих пор интересно, любопытно. Есть ради кого жить и работать».

В сентябре Ивану Ивановичу исполнился 91 год. Недуги, правда, дают о себе знать – сейчас он проходит реабилитацию в Сестрорецке. Но и в больничной палате не унывает и даже признался, что заигрывал с медсестрами. «Мне Зигмунд Фрейд шепнул: «Старик, угомонись». Я и сам замечаю, мне уже пора завязывать с этими делами, но шея сама голову поворачивает», – пошутил артист в одной из телепрограмм. 4 октября он планирует вернуться на сцену, где его очень ждут.

Закалка помогает!

Инженер, блокадник, руководитель городского клуба закаливания и зимнего плавания Борис Ратушный – 84 года.

Борис Абрамович пережил в городе самое страшное время, эвакуацию, почти ослеп. К счастью, зрение потом вернулось, а в 40 лет он начал заниматься своим здоровьем. Стал делать гимнастику, бегать, обливаться холодной водой, влился в ряды моржей в родном Московском районе. Кстати, зимнее плавание помогло исполнить давнюю мечту – сыграть в кино. На его счету свыше ста лент, в том числе «Собачье сердце», «Русский ковчег», «Андерсен. Жизнь без любви», «Асса-2» и др. Сегодня одно из главных дел энтузиаста – продвижение активного образа жизни для людей всех возрастов. Это правило Борис Ратушный доказывает собственным примером. В 2019-м на этапе Кубка России, где участвовали 350 моржей, побил свои же рекорды. Уже 40 лет он зимой дважды в неделю плавает в Парке Победы, дистанция – 50 метров.

«В марте этого года я участвовал в чемпионате России среди моржей в Петрозаводске и занял в своей возрастной категории второе место,– рассказал ветеран. – К сожалению, заболел коронавирусом, но справился и сейчас прохожу реабилитацию. Считаю, что именно закалка помогла победить болезнь. Поэтому призываю всех пожилых людей не сидеть на месте, двигаться, находить увлечения и дела по интересам. Жизнь хороша в любом возрасте».

Мнение эксперта: нужно ценить каждого

Директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, профессор, член исполкома Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии Владимир Хавинсон:

«Абсолютное большинство пожилых объединяет жажда жизни. Как правило, это люди целеустремленные, которые хотят что-то делать, а не просто сидеть на лавочке. Если человек теряет желания – он угасает. Очень много значит и общая культура, работа интеллекта. Чтобы противостоять старению, нужно прилагать усилия. И чем человек старше, тем усилий больше. Само собой происходит только разрушение. Подчеркну, 65 и больше – для многих это самый эффективный, творческий период. Большинству наших знаменитых главных конструкторов космических кораблей, руководителей оборонных предприятий было за 70. Надо смотреть не на цифры в паспорте, а оценивать эффективность человека. Однако часто происходит наоборот. С горечью вижу, как с постов отодвигают талантливых, опытных. Идет откровенное разбазаривание интеллекта. У нас почему-то забывают – необходимо ценить каждого. Если человек может, хочет, полезен – пусть работает на общее благо. Для страны это выгодно, поэтому целью государства должно быть увеличение трудоспособного возраста».