«Все идет хорошо, только мимо». Как Жванецкий начинал «дежурство по стране»

Михаил Жванецкий скончался на 87-м году жизни. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

9 ноября состоялось прощание с Михаилом Жванецким. Он родился в Одессе, жил в Москве, однако многие годы его творческой биографии связаны с Ленинградом – Петербургом. Именно в городе на Неве были созданы самые известные миниатюры, отсюда начался его путь к огромной популярности и «дежурству по стране».

   
   

Жил на улице Стойкости

Все началось в 1963-м, когда Михаил Жванецкий познакомился с Аркадием Райкиным и показал ему свои произведения. Тогда Райкин был знаменит на всю страну, Жванецкого же никто не знал, однако они нашли общий язык. Классик жанра сразу оценил необыкновенный талант бывшего механика одесского порта и уже на следующий год пригласил в свой коллектив. Так, в 1964-м Жванецкий приехал в Ленинград и был принят в Театр эстрады на должность заведующего литературной частью. Писал тексты для самого мэтра, а также своих друзей Романа Карцева и Виктора Ильченко. С этими артистами вместе они работали еще в Одессе, в студенческом театре «Панас-2», а затем постепенно все переехали в Ленинград.

В 1969-м году под руководством Райкина в Театре эстрады поставили программу «Светофор», которая принесла Жванецкому широкую известность. Всего же в этот период он написал свыше 300 монологов и миниатюр, в том числе знаменитые «Авас», «Участковый врач», «Дефицит», «В греческом зале», которые в народе тут же разошлись на цитаты.

В Ленинграде Жванецкий, тогда скромный автор, жил на одной из городских окраин - в Ульянке, на улице Стойкости, которую метко называл улицей Терпимости. От конечной станции метро – еще сорок минут на автобусе.

Вот как, с присущей ему, иронией описывал этот период сам сатирик: «Я жил в Ленинграде: улица Стойкости, 19, квартира 87. В одно время со мной там жили Иосиф Бродский, Сергей Довлатов. А в мою однокомнатную квартиру приходили Миша Барышников, Саша Володин, Саша Демьяненко, Сережа Юрский. Она находилась очень далеко от центра. Я даже когда-то писал, что там уже был слышен лай московских собак. Те, кто туда приезжал, уехать не могли: метро только до одиннадцати, до метро – автобус, телефона нет, такси не вызовешь. Поэтому возникали самые разнообразные связи, множество незаконных детей... Так – двенадцать или четырнадцать лет».

Попросили «на выход»?

Впрочем, из Театра Эстрады он ушел гораздо раньше, в 1969-м. Причины называют разные. Среди очевидных – невозможность ужиться под одной крышей двум гениям, творческие разногласия, честолюбие, желание быть первым. А также концерты, которые Жванецкий стал давать в обход основного места работы. В советское время с таким «совместительством» было строго, в итоге Райкин попросил Жванецкого «на выход».

   
   

«Сейчас я понимаю, что он был прав, – вспоминал Михаил Михайлович в одном из интервью. – Не может человек, работавший на штатной должности в его театре выступать где-то на стороне под защитой имени Райкина. А я как раздухарившийся в погоне за успехом стал там пощипывать, там покусывать — чисто клопиное поведение. Ему пошли сигналы из обкома партии, из других мест. В результате директор театра мне сказал: «Аркадий Исаакович решил с тобой расстаться».

И хотя сначала уход был болезненным, затем все обиды прошли, и они общались, как добрые друзья. Впрочем, дух соперничества, конкуренции между ними не исчезал, что делало эту негласную дуэль еще более захватывающей.

«Творческий путь Михаила Михайловича Жванецкого начался в Ленинграде, именно на сцене нашего театра, –  рассказал народный артист РФ руководитель Театра Эстрады Юрий Гальцев. –  Когда-то его пригласил сюда Аркадий Исаакович Райкин, увидев  выступление в Одессе. Жванецкий стал завлитом, писал для Райкина, Карцева, Ильченко. Поэтому нам всем этот человек очень близок, очень дорог. Это особенная страница в нашей истории. С ним ушла целая эпоха –  эпоха умного, мудрого, философского, но удивительно понятного миллионам людей юмора. А его уважительное отношение к зрителю! Какая это редкость в наши дни. Его уход –  огромная потеря для нашего театра, нашей эстрады и всей страны».

«В осколках собственного счастья»

С Петербургом Михаил Жванецкий связей никогда не прерывал. Он регулярно участвовал в фестивале сатиры и юмора «Золотой Остап», творческих вечерах в «Октябрьском». Успешным стал и его первый драматургический опыт 1970–х – спектакль «Концерт для...» в Театре комедии имени Николая Акимова. А несколько лет назад в Театре имени Веры Комиссаржевской был поставлен спектакль «В осколках собственного счастья» по новеллам Михаила Жванецкого. На премьере присутствовал сам автор, что стало настоящим подарком для зрителей.

«Мы стали единственными в России, кто поставил на сцене Мишину пьесу, – рассказал художественный руководитель «комиссаржевки» Виктор Новиков, друживший со Жванецким больше полувека. – Получился настоящий спектакль, а не чтение рассказов сатирика с подделкой его интонаций. Миша не раз говорил, что ему понравилось. Этот спектакль по–прежнему идет в театре, его любят зрители».

Кстати, мистика или нет, но за несколько дней до смерти в Театр им. Комиссаржевской пришла посылка от Жванецкого. Сам он уже очень болел и посылку отправила жена артиста. Знаменитый сатирик прислал несколько экземпляров своей последней книги «Одесский пароход» с автографами. Каждая подписана рукой автора. И мы не забудем его знаменитые фельетоны и монологи, которые во все времена остаются острыми и актуальными, до слез смешными и немного грустными.

Цитаты из произведений

– Наши беды непереводимы.

– Врач и больной смотрят друг на друга с одинаковой надеждой.

– Я так стар и спокоен, что желаю вам счастья.

– Мыслить очень трудно, поэтому большинство людей судит.

– Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.

– Все идет хорошо, только мимо.

– Чистая совесть – признак плохой памяти.

– Красиво жить не запретишь. Но помешать можно.

– Рожденный ползать – везде пролезет.