На днях в администрации Петербурга прошли серьёзные кадровые перестановки. В частности, появился новый вице-губернатор – бывший глава регионального УФСИН генерал-лейтенант Игорь Потапенко, который теперь отвечает в городе за безопасность. Это назначение говорит о том, какое значение в Смольном придают борьбе с коррупцией.
Для общего блага
Помимо большой нагрузки, связанной с непосредственной работой, на чиновниках лежит и огромная моральная ответственность. Не случайно губернатор Александр Беглов, представляя на рабочем совещании обновлённый состав правительства, пожелал сотрудникам Смольного чистоты помыслов. Он отметил, что госслужба – это не «доходное место», а возможность направить свои знания и опыт на общее благо всех жителей Северной столицы.
«Хочу отметить, что государственная служба – это не работа, а служение, – подчеркнул глава города. – Это не доходное место, а возможность направить свои знания и опыт для общего блага. Улучшить качество жизни горожан. В свою очередь, получить новый опыт и компетенции. <...> Ещё раз хочу подчеркнуть, что государственная служба – это служение общественному благу, а не своим личным интересам. Есть бывшие коллеги, которые не справились с искушением».
Также губернатор добавил, что и в дальнейшем в Петербурге будут бороться со злоупотреблениями и коррупцией. Этим занимается комиссия, которая и координирует весь комплекс работ.
Напомним, что это не просто слова – в октябре по делу о получении взятки был арестован заместитель главы комитета по транспорту Ренат Ягудин. Сотрудники ФСБ приехали как раз в тот момент, когда он принимал «гонорар» в 2,5 млн рублей от фирмы, которая хотела получить один из контрактов. Ранее под стражей оказался и заместитель председателя комитета по инвестициям Максим Шарипов, которого также заподозрили в коррупции. Попался на взятке и глава Адмиралтейского района Сергей Оверчук. За своё покровительство он брал 5% от суммы контракта, а получал их через посредника, который тоже предстанет перед судом. Общая сумма взятки могла достигать 8 миллионов рублей.
Сложные моменты?
На этом фоне несколько особняком выглядит дело экс-председателя комитета по труду и занятости Дмитрия Чернейко. Его подозревают в мошенничестве и хищении 300 тысяч рублей.
«Свою карьеру в Смольном он начал ещё в 1990-е годы, – отметил директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. – Тогда под руководством Собчака там работали руководители, сегодня управляющие государством. И человек с таким опытом и стажем похитил 300 тысяч, что равняется месячной зарплате чиновников его уровня? Это действительно вызывает у многих сомнения. Поэтому давайте дождёмся результатов».
Правда, по словам эксперта, «мы не можем знать всего происходящего». Кроме того, сегодня большое внимание контролирующих структур приковано к движению финансов, а это непростой процесс. «Каждый из распорядителей бюджетных средств хорошо осведомлён, где у него тонкие, сложные моменты и по поводу чего могут прийти, – уверен Д. Солонников. – Абсолютно правильно, что сейчас на фоне СВО и растущих расходов идёт присмотр за каждой бюджетной копейкой.
Но поневоле вспоминается история, рассказанная Джеком Лондоном. Ради розыгрыша он направил десяти высокопоставленным жителям Лондона телеграмму: «Всё вышло наружу! Скрывайтесь!» На следующий день все уехали».
Мнение эксперта: «Жар соблазна»
Историк, публицист Юрий Светов:
«У Пастернака есть такие слова: «Жар соблазна». Это мы сейчас и наблюдаем. В стране стало ощутимо больше денег. Принимаются масштабные экономические программы, прокладываются и ремонтируются дороги, даётся старт большим стройкам, проектам в области энергетики, благоустройства и т. д. У людей во власти это часто вызывает терзания и сомнения: «Как это – мимо тебя проходят миллионы и миллиарды, ты подписываешь соответствующие документы, а сам ничего не зарабатываешь?» Вот и возникает «жар соблазна».
Не останавливает и то, что сегодня обыски даже в высоких кабинетах стали публичными, так что о задержании того или иного руководителя становится мгновенно известно. Камеры работают и в зале суда. Что часто не только ставит крест на репутации, карьере проворовавшихся, но и бьёт по благополучию их близких и семьи. Честно говоря, удивляет, что в наше время, когда у каждого есть телефон, всё записывается и без труда выкладывается в интернет, начальники берут взятки в кафе, во время обеденного перерыва. Или в машине, припаркованной недалеко от администрации. Видимо, думают, что все дураки, а я умный – проскочу. Нет, не выйдет.
Что делать? Опыт Китая, где проворовавшихся чиновников публично разоблачают и даже расстреливают, показывает, что справиться с проблемой непросто. Судя по тому, что недавно арестовали заместителя мэра Пекина, работы у контролёров непочатый край.
Где выход? С моей точки зрения, нужно исключить влияние чиновника на финансовые потоки. При помощи цифровизации создать такую систему, чтобы между выделением денег из бюджета и их получением не стоял начальник, который скажет: «Мне откати, а то ничего не получишь». Понятно, что вопрос сложный, но надо с чего-то начинать».