Спортивная злость
- "АиФ-Петербург": Вы и ваши ученики участвовали в восьми олимпиадах. Сейчас тренируете молодёжь, ориентируясь на Сочи-2014. Каковы их шансы?
- Мы имеем дело с новым поколением фигуристов, которые достигли высокого спортивного мастерства. 14-летняя Лиза Туктамышева, с которой я занимаюсь вместе со Светланой Веретенниковой, на днях успешно выступила в Корее на чемпионате мира среди юниоров. Подают большие надежды Артур Качинский, Влад Тарасенко, Даша Медведева, Маша Савицкая. Есть и замечательные дети, которые будут выступать, очевидно, уже без моего участия. Сегодня им по 8-10 лет, и чтобы проявить себя в Играх, они должны работать по такой методике, которая обеспечит явное преимущество перед соперниками.
- "АиФ-Петербург": Что же должно быть в её основе?
- Юные должны тренироваться вместе с лидерами. И работать с молодыми надо не как с детьми, а как с кандидатами на Олимпийские игры, чемпионами! Эти предложения в последнее время не раз высказывались на совещаниях по проблемам спорта, которые проводил Владимир Путин. Но я в своей практике, возможно, интуитивно, как раз применял такую формулу. Когда-то у меня была группа, где одновременно тренировались олимпийский чемпион Урманов, юный Ягудин, участник чемпионатов Европы, мира Олег Татауров и победитель Универсиады Новосельцев. Потом к ним примкнул 11-летний Плющенко. Его встретили с большой ревностью. Но он тянулся, боролся с отменной спортивной злостью.
- "АиФ-Петербург": Это в ваших правилах: всегда брать несколько учеников и не выделять лидера, подающего надежды?
- Ничто так не активизирует спортсмена, подхлёстывает его к работе, как прогресс соперника. Но пройти этот путь нелегко. Многие не выдерживают напряжённого ритма, психологического дискомфорта, когда друг-соперник подавляет, и уходят.
Чем «ошарашит» Плющенко
- "АиФ-Петербург": В спортивном мире вас называют «профессором». Вы постоянно придумываете какие-то технические устройства, позволяющие осваивать сложные прыжки. Чего стоит «жилет Мишина», который учит летать. Что нового в арсенале?
- Сейчас с моим постоянным помощником кандидатом наук Виктором Шапиро разработали новую систему тренажёров, позволяющих в электронном виде измерять параметры движения фигуристов. Ведь фигурное катание - один из наиболее сложных с точки зрения координации видов спорта. Движения с быстрыми вращениями вокруг продольной оси тела для человека не характерны, поэтому тяжело осваиваются. А значит, требуется особый подход к обучению, нужны научные достижения, инновации.
- "АиФ-Петербург": Значит ли это, что в Сочи мы увидим прыжок в пять оборотов?
- Для того чтобы через три года был пятерной, уже сегодня нужны совершенно новые методы тренировок. Требуются принципиально иные коньки и ботинки. Этот как на тартане бегать (высокотехнологичное покрытие из синтетического каучука. - Ред.) или на гаревой дорожке, с «бамбуком» прыгать или с шестом из самых современных материалов.
- "АиФ-Петербург": Чиновники рассказывают, что в подготовку спортсменов сегодня вкладываются большие деньги. А как в реальности?
- Прогресс налицо. Впервые за мою спортивную и тренерскую жизнь мы от нашего профильного министерства, Олимпийского комитета получаем такую мощную поддержку. Существенно увеличили зарплату тренерам и нам не надо ехать побираться за рубеж.
- "АиФ-Петербург": Вы помогли взойти многим зарубежным «звёздам» и, получается, снабдили конкурентов своим же оружием?
- Сейчас мало занимаюсь с иностранными спортсменами. Недавно отклонил предложение президента федерации фигурного катания Франции заниматься с Жубером. Стараюсь не брать ярких личностей, которые могли бы помешать Евгению. Раскрою секрет: он готовит новую короткую программу и если не ошарашит, то точно удивит неожиданными образами, в которых ещё никогда не представал перед зрителями.
Без конфликтов
- "АиФ-Петербург": Ко многим воспитанникам вы относитесь с отеческой заботой. Тому же Плющенко, подростком приехавшему из Волгограда, три года оплачивали петербургскую квартиру. Тем не менее на днях на вопрос, как он вас поздравит, Женя ответил: «Просто посидим в ''Юбилейном''. И добавил, «должна быть дистанция между тренером и учеником».
- Это очень хрупкая связка. У нас с Женей никогда серьёзных конфликтов не было. Никто никого не упрекал, не обвинял. А вот Лёша Ягудин в своё время поступил правильно, что ушёл к Татьяне Тарасовой. Уходы и переходы от одного тренера к другому неизбежны. Это как развод и женитьба!
- "АиФ-Петербург": Всё же как угадать, что из этого «гадкого утенка» получится «прекрасный лебедь», а из другого, сколько ни учи, ничего не выйдет?
- Чтобы талантливый спортсмен поднялся на высшую ступень, должно совпасть несколько обстоятельств. Первое - надо создать условия, что нелегко и сегодня, ведь большинство наших «звёзд» приехали из провинции. Сейчас нашли в Удмуртии талантливую девочку Лизу Туктамышеву. Но чтобы организовать её жизнь в Петербурге, потребовалось много сил, времени и нервов. Второе - необходимо, чтобы рядом находился образец. Третье - толковый тренер. Надо, чтобы и семья уделяла большое внимание увлечению ребенка. И всё это замешано на большом труде и целеустремлённости.
- "АиФ-Петербург": В фигурном катании вы достигли вершины, но постоянно ищете что-то новое: пишете книги, совершенствуете методики, рискуете. Что ещё хочется доказать?
- Там, где прекращаются творческие поиски, заканчивается и талант тренера. В фигурном катании довольно глупо жить ностальгией, так как всё, что создаётся в движении, быстро устаревает. Самая главная и страшная ошибка тренера - когда он начинает учить «под себя». Потому что, какой бы ты выдающийся атлет ни был, знай - через год или через два после того, как закончишь кататься, фигурное катание уйдёт вперёд. Поэтому надо учить на будущее, на перспективу, видеть направление развития… Надо учить так, как никто ещё не учил, - и тогда будут чемпионы.
Смотрите также:
- Не верим собственным лидерам? Алексей Мишин о «доброжелателях» и чемпионах →
- Академик фигурного катания. Тренер Алексей Мишин о нагрузках и гонорарах →
- Есть из кого растить звёзд! Тамара Москвина о травмах и допинге →