- Как и многие, я в предвкушении праздника, - говорит накануне открытия Олимпийских игр в Сочи Тамара Москвина, заслуженный тренер РФ, наставник чемпионов. - И как гражданин страны, где проводятся Игры, и как тренер учеников, которые не раз на этих соревнованиях поднимались на пьедестал почёта.
Зима в субтропиках
АиФ-Петербург, Елена Данилевич: - Ваши ученики уже могли оценить олимпийские дворцы, в том числе «Айсберг», где пройдёт фигурное катание. Как там лёд? Нет опасения, что зимнюю Олимпиаду проводим в субтропиках? Сейчас, например, там +13.
Тамара Москвина: - Вместе с Юко Кавагути и Александром Смирновым мы трижды катались в Сочи. Сооружения там потрясающие. Места для зрителей, раздевалки, свет, звук - всё отлично. Уже забылось, что на этом месте была Имеретинскаядолина, по сути, болото. Мне по-детски хочется, чтобы все приехали и ахнули. Даже по сравнению со спортивными центрами, известными во всём мире, комплекс в Сочи великолепен. И то, что это летний курорт, совершенно не смущает.
- Фигурное катание - один из самых красивых видов программы. Даже Владимир Путин, когда его спросили, что бы он хотел посмотреть в первую очередь, назвал хоккей, горные лыжи и фигурное катание.
- Президент уже присутствовал на выступлениях фигуристов в октябре. Остался доволен. Конечно, все мы рассчитываем на медали, высокие места. Сейчас прошёл чемпионат Европы, наша сборная выступила хорошо. Это обнадёживает. Но не надо забывать, что так же серьёзно настраиваются и фигуристы других стран. Когда-то я была чемпионкой СССР и первой выполнила двойной лутц. Сегодня этот прыжок успешно делают в три и даже четыре оборота. А возможно, вскоре методики обучения, технологии так разовьются, что увидим и пятикратное вращение.
Потерпели фиаско
- К сожалению, ваши ученики на Олимпиаду не едут из-за травмы Александра Смирнова. Обидно - им прочили место лидеров…
- К восхождению на пьедестал готовятся все. Но кто-то споткнулся на первых шагах, кто-то в середине, а некоторые на последнем этапе не смогли достичь цели. В данной ситуации должна признать, что наш коллектив, все, кто готовили этих фигуристов, потерпели фиаско.
- Не всё же так фатально…
- Это сильный удар. У Смирнова тяжёлая травма. Он уже бегает, прыгает, но сложные прыжки на большой скорости выполнять не может. И хотя программу ребята катают, осталось слишком мало времени, чтобы выйти на пик работоспособности и спортивной формы.
- Юко, очевидно, особенно переживает. Чтобы выступать за российскую сборную на Олимпиаде, она уехала из родной страны, поменяла японское гражданство на российское…
- Все мы очень переживаем. Нужны огромные силы, воля, чтобы попасть в когорту сильнейших спортсменов планеты. Ребята туда вошли, в 2010-м стали чемпионами Европы, но сейчас из-за стечения обстоятельств вынуждены пропустить главный старт. Сложность ситуации ещё и в том, что из-за травмы одного партнёра страдает весь коллектив. Но в этом и смысл парного катания. Оба - на равных. Вместе получают призы и поздравления, но и зависят друг от друга, рискуют тоже оба.
- А как разглядеть талант? Увидеть в 5-6-летнем мальчике или девочке будущего золотого медалиста?
- Сразу сказать, что это восходящая звезда, никто не может, особенно в парном катании. О маленьких детях вообще говорить сложно. Они должны развиться физически, адаптироваться к конкуренции и спортивной жизни. Научиться бороться с неудачами, выдерживать нагрузки, подчиняться жёсткой дисциплине. Между делом учиться в школе. А вот когда овладели общим уровнем, тогда тренер начинает оценивать слабые и сильные стороны подготовки, психологию. И, как скульптор, приступает к работе: в одном месте прибавляет, в другом убирает, что-то подсвечивает или приглушает. Это длительная и кропотливая работа - правильно рассчитать весь путь от порога до пьедестала.
- Вы не просто тренер, но и психолог, преподаватель, менеджер. Не успокаиваетесь, пока у ребят нет работы, контракта...
- Да, учу их всему, потому что хочу сформировать сильные натуры, личности. Чтобы, когда придёт время уходить из большого спорта, они были устроенными, а не выброшенными на обочину. Те же Юко и Саша имеют высшее образование, говорят на нескольких языках. Причём у Юко два диплома, а сейчас она получит третий.
Техника или искусство?
- Вы, Тарасова, Роднина в 2000-х работали в США и помогли взойти многим зарубежным «звёздам». Получается, отчасти вооружили конкурентов своей же методикой?
- А когда к нам приезжают иностранные компании и учат наших специалистов, делятся передовыми технологиями? Сейчас между странами, религиями, континентами идёт процесс глобализации. Любое открытие через 10 минут становится всеобщим достоянием. И что, в этих условиях сказать: «Мы этих детей учить не станем, они чужие. Мы им всё рассказывать не будем - только своим»? Какой же я специалист после этого? Так сложились условия в нашей стране, что некоторые тренеры тогда уехали. Вспомните: у нас - разруха, финансовые дыры, а почти у всех были воспитанники, которым предстояло выступать на Олимпийских играх. Ягудин - у Тарасовой, у меня - Бережная и Сихарулидзе. За счёт Запада мы пытались подготовить наших ребят. Для американцев, например, было престижно, что группа Москвиной работает на их катке. За это российские фигуристы тренировались бесплатно. Так что мы сохранили и профессию, и учеников.
- Говорят, что сегодня техника, которой славилась школа отечественного фигурного катания, уходит на второй план. Мол, судьи сделали это специально, чтобы потеснить техничных русских.
- В судейском корпусе всегда был спор, что превалирует - техника или искусство. Наш вид близкий к искусству - есть музыка, хореография, художественный образ. Но и без техники никуда. Во взаимопроникновении этих граней и происходит рост фигурного катания. Кроме того, Россия - активный член Международного союза конькобежцев, и мы должны исполнять выдвинутые требования, иначе не будем участвовать в соревнованиях. Если есть предложения по изменению протокола, значит, наши представители должны их вносить и следить, чтобы требования соблюдались. Так действует каждая страна, федерация. А вот когда правила установлены - надо им следовать, а не критиковать и обижаться.
- Сейчас уже открыто заявляют, что Олимпиада в Сочи - одна из самых дорогих. Что не только на стадионы и дворцы, но и на подготовку спортсменов выделены беспрецедентные суммы. В последнее верится с трудом…
- В плане олимпийских объектов, уверена, в финансах недостатка не было. Что касается спортсменов… Знаете, наши фигуристы и их наставники, в отличие от хоккеистов и футболистов, не избалованы. Привыкли тренироваться даже при минимальном комфорте. Поэтому сегодня средств выделено достаточно. Другое дело, что надо сохранить спортивные сооружения и тот энтузиазм, запал, который возник на волне Всемирных игр. Чтобы тысячи наших граждан, людей разных поколений, которые сегодня далеки от спорта, пришли в залы, занялись физкультурой, здоровым образом жизни. Это, я считаю, будет одним из важнейших достижений Олимпиады.
Смотрите также:
- Есть из кого растить звёзд! Тамара Москвина о травмах и допинге →
- Кто хочет «задавить» Россию? →
- Кто хочет "задавить" Россию? →