Дары Востока. Как шёл культурный обмен между Российской империей и Азией

Культура и архитектура Узбекистана впечатляют. © / Елена Безгодова / АиФ

Русские княжества с самого основания были связаны с Центральной Азией по воде и по суше. С середины XVI века торговые и посольские отношения стали крепнуть, а в XIX веке начались регулярные визиты двух сторон друг к другу: из России на Восток везли медь, железо и различные красители, а из Бухары в Петербург поступали диковинные богатые ткани, пряжа и ковры.

   
   

Во второй половине XIX столетия торговые отношения между эмиратом и империей переросли в плоскость колониальных – на такое решение русские пошли, чтобы не дать Англии, продвигавшейся в Азию, завладеть столь ценной областью. В 1868 году между Россией и Бухарой был подписан мирный договор, а города Узбекистана стали частью империи Романовых. В конечном итоге ситуация оказалась выгодна обеим сторонам – на Востоке появились промышленность, банки, железная дорога, телеграф. Из России сюда продолжали везти металл, а также конфеты, сахар и даже бумагу. Взамен империя получала не только необходимый хлопок и другие товары, но и совсем удивительные вещи.

Дары из Средней Азии. Фото: АиФ/ Елена Безгодова

Палатка государю

Визиты восточных государей к русским императорам всегда сопровождались обменом подарками. Чаще всего гости из Бухары и Хивы дарили холодное оружие. Например, сабли, преподнесённые императорам Николаю I, Александру II и Николаю II, представлены в коллекции Эрмитажа. В музее также можно найти и капсюльное ружьё от хивинских мастеров в дар Николаю I, а ещё шлем, щит и конскую амуницию – сёдла, сбруи, потники, чепраки. Предметы упряжи могли быть оформлены позолоченными серебряными пластинами, инкрустированы поделочными камнями и подвесками. Встречаются расшитая жемчугом сбруя, чепрак, расшитый золотыми нитями, и сёдла с самоцветами.

Помимо перечисленных военных даров встречались и вполне мирные вещи: чернильница из золота, украшенный драгоценными камнями пояс, ожерелья и диадемы для императрицы, большой павлин из серебра, столовые наборы и десятки расшитых халатов – чудо бухарского золотошвейного искусства. Известно, что императору Александру II бухарское посольство дарило изготовленный из золота и украшенный драгоценными камнями эгрет (перо для чалмы).

Самый впечатляющий подарок – это бухарская палатка, которая сегодня хранится в Эрмитаже. Шатёр был преподнесён эмиром Абдуллахад-ханом императору Александру III во время визита в Петербург 4 января 1893 года. Полностью палатка занимает площадь более 100 квадратных метров, а это больше, чем трёхкомнатная квартира! Учитывая, что такие летние домики использовались очень часто, в мире их сохранилось крайне мало. Но ту, что хранится в Петербурге, можно смело назвать жемчужиной – это целый дом с резными окошками. Шатёр вышит золотыми нитями, в нём есть аппликации, при изготовлении использовали шёлк и бархат.

Фото: АиФ/ Елена Безгодова

Бухарские ковры

Европейцы не могли сдержать своего восхищения, рассматривая одну из главных достопримечательностей Востока. Бухарские ковры, сотканные из весенней овечьей шерсти, ещё со времён Средневековья стали настоящим брендом Средней Азии. Люди отмечали их мягкий высокий ворс, богатый и красочный узор (на коврах изображали людей, ландшафты, природные явления и геометрические фигуры). Причём орнамент каждого изделия нёс в себе определённый смысл: например, ковёр с изображением солнца или рога горного барана был своего рода амулетом для семьи. Символы должны были защитить от злых людей и принести в дом удачу. Отличительной чертой бухарских ковров считалась красная палитра. Дело в том, что красили шерсть корой дуба, граната, ореха или корнем морены, что и придавало глубокий цвет.

В Петербург бухарские ковры также попадали, только позволить их себе могли лишь знатные люди. Ковёр был особо ценным, дорогим. Даже сейчас его цена составляет несколько десятков тысяч рублей.

   
   

Кстати, бухарские ковры были настолько запоминающимися, что их изображения можно встретить не только на старинных узбекских миниатюрах, но и на картинах средневековых европейских мастеров.

Поэзия о Петербурге

Не только русских впечатляла культура пришедших из Бухары. Восточные гости были настолько поражены красотой Петербурга, что один из участников посольства, писатель и просветитель Ахмад Дониш написал целое сочинение о русской культуре под названием «Путешествие из Бухары в Петербург». Он трижды бывал в имперской столице, рассказал читателю о великолепных дворцах, их богатом убранстве и, конечно, о жизни высших слоёв общества.

Петербург и его обитателей Дониш описывает глазами мусульманина из Бухары. И много внимания в своём произведении уделяет красоте русских дам. Например, из-за своих нарядов женщины кажутся ему похожими «на золотую, украшенную жемчугом башенку, поставленную на вершину удлинённого круглого купола». Он подробно описывает и украшения знатных дам:

«К ушам они подвешивают длинные сверкающие серьги из алмазов, хрусталя, жемчуга и золота, величиной с финиковое зерно. Ночью в пламени свечей они сияют, словно удлинённые огненные капли или ясный месяц, а кожа за ухом до того чиста и прозрачна, что видно, как под нею пульсирует кровь… От такой красоты и великолепия рассудок покидает голову».

Комментарий: «Слоны в подарок»

Экскурсовод Ярослав Любимов:

«Богатства Востока издавна манили русских царей. Ещё до Петра Великого приходили в Россию караваны из далёкой богатой Бухары, которые везли товары из Индии и Китая и, конечно, знаменитые бухарские ковры и изделия, вышитые золотом. По всей видимости, первый визит посольства эмира в Петербург произошёл в 1717 году. Сопровождали эмира 10 купцов. А в качестве подарка в новую имперскую столицу привезли несколько лошадей (самый частый подарок), золотые расписные ткани, несколько десятков серых и чёрных овчин, хлопчатобумажные ткани, ножи, рукавицы, колчаны, луки и девять русских пленников. По преданиям, в числе презентов иногда оказывались даже слоны!

Фото: АиФ/ Елена Безгодова

Но наземный путь гораздо дороже морского, а Петербург так далёк от Средней Азии! Поэтому в XVIII – начале XIX веков случалось, что сказочные товары доставляли из портов Северной Германии. Всё изменилось, когда Среднюю Азию присоединили к России и была проложена железная дорога. Тогда-то и потекли бухарские товары в страну напрямую. В первую очередь на себе влияние Бухары ощутила петербургская аристократия, которая получила доступ к необычным одеждам и дорогим тканям (шелкам, бархату, каракулю, кашемиру), а также могла приобрести не только породистых скакунов, но попоны для лошадей, вышитые золотом.

Вместе с присоединением Бухары к Российской империи стали чаще появляться новости о передвижениях эмира Бухарского. Например, газеты Петербурга начала XX века заполнены отчётами о приобретении эмиром недвижимости в разных частях России и богатых пожертвованиях. Вот и в Петербурге он построил для себя дворец. А ещё спонсировал сооружение мечети, которую тоже наполнил подарками из далёкой родины. В первую очередь коврами.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.