Пандемия коронавируса, а теперь санкции Евросоюза серьезно изменили сферу туризма. Популярные зарубежные направления оказались закрыты для россиян, другие резко подорожали, а внутрироссийский сервис многих не устраивает. Вместе с тем туроператоры уверяют, что не оставят отдыхающих без полноценного летнего путешествия. Но понравится ли оно туристам?
Непредсказуемый сезон
Житель Санкт-Петербурга Андрей Владимиров накопил на отпуск 150 тысяч рублей. С женой и дочерью они все еще не могут определиться с направлением для отдыха – из-за проблем с чипами к апрелю не успеют продлить загранпаспорта, поэтому традиционные Турция и Египет отпадают. Поездки на Байкал, Алтай, Дальний Восток, Калининград не рассматриваются тоже – после долгой зимы хочется тепла и буйства красок.
«Из вариантов, которые нам были бы интересны, остается Армения, но там нет моря и туров по принципу «все включено». Отдельно оплачивать гостиницу, перелет и развлечения дорого. В Крым не летают самолеты, да и обстановка там небезопасная. Остаются только Сочи и Краснодарский край, где пока еще можно успеть купить что-то приличное за наши деньги. Но понравится ли российский сервис?», – задается вопросом Андрей.
С такой проблемой сталкиваются многие петербуржцы, за долгие годы привыкшие к качественному разнообразному отдыху, который получали на зарубежных курортах за приемлемые деньги, и теперь вынуждены менять географию поездок. В топе – туры по Краснодарскому краю (туроператоры предлагают рейсы в Сочи от 53 тысяч рублей без завтрака на 7 ночей), Калининград (от 38 тысяч рублей без питания), Карелия, Байкал, Татарстан.
Как отмечает член экспертного совета комитета по развитию туристической инфраструктуры Госдумы РФ Анисия Якушева, несмотря на разнообразные предложения туроператоров, среди россиян остается востребованным пляжный отдых. Но в этом году он будет несколько иным, чем прежде.
«С появлением соцсетей создается иллюзия, что Байкал, Камчатка, Хакасия, Алтай, Териберка становятся самыми востребованными местами отдыха в России, но это не так. Дело в том, что активный отдых по этим направлениям предпочитает молодежь, которая и делится рассказами о своих путешествиях в соцсетях, – говорит Якушева. – Прирост перечисленные направления показывают, но все же 60% наших туристов отдают предпочтение пляжному отдыху, а именно курортам Краснодарского края, которые всегда многолюдны. Однако сезон 2023 непредсказуемый – мы наблюдаем нетипичную ситуацию, когда люди не спешат бронировать отели. Более того, предоплату не берут и сами отельеры, потому что боятся прогадать! Вероятно, некоторые допускают, что ситуация в сфере туризма изменится, возможно, закроются оставшиеся зарубежные направления, и цены можно будет менять в свою пользу».
Вынужденный выбор
«Спрос на летние туры по России в сезоне 2023 показывает рост на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но такой спрос на отечественные направления в значительной степени обеспечен сужением географии выездного туризма, – говорит кандидат географических наук, доцент кафедры страноведения и международного туризма СПбГУ Наталия Зигерн-Корн. – Турция и Египет все еще предлагают более конкурентоспособный продукт по параметрам цена-качество и пока рано говорить о состоявшейся замене зарубежного турпродукта отечественным».
Эксперты отмечают большой потенциал у ряда российских направлений, в числе которых, например, Дагестан. Однако регионам нужно еще много работать над развитием туристической инфраструктуры. К слову, от этого зависит не только комфорт отдыхающих, но и цена на этот самый отдых.
«По прогнозам АТОР, стоимость отдыха в сезоне 2023 в среднем по России вырастет от 5 до 20% по сравнению с предыдущим годом. Однако рост объемов бронирования показывает, что население приспосабливается к ситуации и принимает рост цен, – продолжает Зигерн-Корн. – И рост цен связан не только с инфляцией, которая в прошедшем году составила 12%, но также обусловлен подорожанием услуг отелей, транспортных услуг, особенно авиаперевозчиков, питания. Пока спрос на отдых превышает предложение – цены диктует продавец. Только с дальнейшим освоением туристского потенциала страны, его инфраструктурным и кадровым обеспечением, а также с диверсификацией региональных туристских продуктов следует связывать рост предложений на туристском рынке и оптимизацию ценовой политики его участников».
Постсоветские курорты
Российские туристы совсем недавно открыли для себя страны СНГ: Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. Еще пару лет назад в эти восточные республики приезжали 400–600 русских туристов в месяц. Сегодня же турпрограммы по Самарканду или Шелковому пути бронируют тысячи россиян, которым интересно погрузиться в восточную сказку. Туристов привлекают не только экзотические виды и легендарная архитектура, но и относительно небольшая стоимость путешествия. В зависимости от сезона, тур в Ташкент или Хиву обойдется дешевле, чем поездка на Байкал. Кроме того, в эти страны россиянам не нужна виза.
Мнение эксперта
Доцент высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Эльвира Кутыева:
«Чтобы отдых в России перестал быть вынужденным и начал пользоваться популярностью, нужен согласованный интерес государства и турбизнеса. Вопросов для обсуждения много: от упрощения визового режима для иностранных туристов до взаимопонимания между субъектами туристской индустрии. Также необходимо вкладываться в гостиничный сектор, расширять сегмент отелей достойного уровня (4-5 звезд). Таких отелей мало, а спрос большой (у тех туристов, которые привыкли отдыхать в зарубежных качественных отелях).
Важно выстроить конкуренцию, чтобы российские курорты «поборолись» за российского туриста. Это обязательно бы привело к скачку качества оказываемых услуг и ценовой доступности.
Пока же говорить о замене одних направлений на другие вряд ли приходится. Конечно, цены на Турцию и Египет поползли вверх, и отдых на зарубежных направлениях становится менее доступным массовому потребителю, но, тем не менее, спрос не падает. И еще не стоит забывать о перспективах немассовых туристских направлений стран Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки».
Мнение власти:
Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев:
«Санкт-Петербург по праву может называться туристской столицей России. Этим летом ждем гостей из всех регионов страны и других государств, а также готовим новые предложения для тех путешественников, которые уже бывали в нашем городе и видели Эрмитаж, Петропавловскую крепость и другие классические достопримечательности. Планируем и дальше развивать водную туристскую программу: количество ежедневных экскурсионных рейсов на «Остров фортов» в Кронштадт увеличится до десяти, в крепость Орешек – до четырнадцати в неделю, будут курсировать регулярные рейсы в Стрельну. Современные туристы нередко хотят почувствовать себя петербуржцами, окунуться в нашу жизнь: не просто ходить по центру Петербурга, а заглядывать во дворы, посещать те же кафе и общественные пространства, которые нравятся горожанам. Большое внимание привлекают массовые мероприятия: фестивали ледоколов, огня, цветов, света, духовых оркестров, водного туризма – каждый из них увлекателен по-своему и каждый позволяет Северной столице блеснуть новыми гранями.
Кроме того, туристы стали более интерактивными – им уже не так интересно просто гулять по парку или музею. Есть огромный спрос на иммерсивные спектакли и экскурсии, гастрономические путешествия. Например, наши турфирмы предлагают туры по дворцам и усадьбам, где гости могут не только изучить историю места, но и увидеть балы, возможно – поучаствовать в них, отужинать и почувствовать: Петербург – город, где рождается хорошее настроение
Наша задача – совместно с предприятиями индустрии сферы гостеприимства формировать бесконечный конструктор путешествий, и, считаю, у нас это получается. Побывав однажды в Петербурге, туристы все чаще приезжают сюда снова. Доля возвратных поездок сейчас составляет около 40%».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.