Примерное время чтения: 6 минут
165

Император благосклонен к фильму о себе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 25/09/2002

В Аничковом дворце на днях снимали фильм "Бедный, бедный Павел". Режиссер - Виталий Мельников, известный по картинам "Начальник Чукотки", "Царская охота", "Последнее дело Вареного". Императора играет Виктор Сухоруков, которого зрители привыкли видеть в ролях бандитов и отморозков благодаря лентам "Брат", "Брат-2", "Антикиллер". Ну а сейчас в мундире Преображенского полка с орденом Андрея Первозванного, в пудреном парике с косичкой, Сухоруков-Павел по-хозяйски шагает по дворцу. Внешне артист похож на императора, хотя грим не очень сложный - только нос специальным пластырем подтянули, он стал коротким и вздернутым.

Сцена у окна

Глядя в дворцовое окно, юная Анна Лопухина (актриса Юлия Маврина), фаворитка императора, покатывается со смеху: согласно сценарию, она увидела, как прильнувший было к стеклу любопытный стражник при виде нее отпрянул и неуклюже улепетывает. На самом деле заглянуть в апартаменты со двора было бы затруднительно: съемки-то происходят на втором этаже. Хотя время от времени в окно все-таки заглядывает человек в спецовке - это осветитель: дворец в лесах, и киношники установили на них мощный прожектор. Создается впечатление, что на улице - яркий зимний день, тем более что на стекле нарисованы морозные узоры. К смеющейся Лопухиной подходит император и, поглядев за окно, тоже начинает хохотать. Впрочем, юная фаворитка тут же грустнеет...

- Ваше величество, я вас просить хочу.

- Проси о чем хочешь.

- Великий государь, отпустите нас с папенькой в Москву.

- Отчего?

- Батюшка так хочет. Не могу, говорит, притворяться и обманывать вас как все. Они же над замком вашим смеются!

У Лопухиной на глазах выступают слезы, а император, услышав о замке, меняется в лице и стремительно уходит.

:На экране сцена займет несколько минут, работали над ней часа два. Сначала режиссер тихонько обсуждал с артистами психологию героев. Потом артисты стали репетировать, предлагать свое. "Что меня волнует? - горячится Виктор. - У Лопухиной слезы, а я от нее отворачиваюсь". - "Мы через тебя поймем", - успокаивает режиссер.

Тем временем от администрации поступает предложение сделать перерыв. "Отдохнем или порепетируем? - вопрошает Мельников. "Порепетируем", - в один голос отзываются Виктор и Юля.

Гримеры просочились

Наконец актеры готовы к съемке. "Можно поправить грим", - командует Виталий Вячеславович. "Девочки, просачивайтесь", - нетерпеливо подталкивает администратор. Гримерам, действительно, приходится буквально просачиваться через бесчисленные провода, осветительные приборы, рельсы тележки с оператором, пульт звукооператора. Съемочная площадка по насыщенности техникой и тесноте похожа, наверное, на подводную лодку. Гримеры добираются наконец до артистов, подпудривают им лица, поправляют прически. (Между прочим, восхищаясь красотой той или иной звезды, учтите, что лицо ей "делают" или "подправляют" буквально в каждом кадре). Художник по костюмам Лариса Конникова придирчиво оглядывает артистов, на плече императора смахивает только ей одной заметные пылинки. Теперь, кажется, все готово, но раздается недовольный голос оператора Дмитрия Долинина: "Уйдите все из кадра, вы в зеркале отражаетесь". Посторонние (а такие всегда бывают на любой съемочной площадке) спешно ретируются в сторонку, за исключением мальчика лет десяти, засмотревшегося на императора: "А почему он в парике?" - "Мальчик, закрой рот и отойди оттуда!" - раздражается Долинин. "А где художники? - вдруг грозно вопрошает он. - Посмотрите, какая у зеркала обшарпанная рама". Действительно, позолота пообтерлась. Начинается суета: "Давайте прикроем гирляндой. Где стремянка? Это тощая гирлянда, давайте ту, погуще". Наконец рама замаскирована, можно снимать. Раздаются характерные для любых съемок душераздирающие крики: "Тишина! Никто не ходит! Тихо! Никто не разговаривает! Приготовились к съемке! - Мотор!"

Что с носом?

Сцена снята в двух дублях, их можно тут же посмотреть на экране монитора. Режиссер и исполнитель главной роли довольны, оба они хвалят Юлю Маврину: "Девочка замечательная". (Юля еще учится в Театральной академии, но уже снялась в главной роли картины "Письма к Эльзе"). Юля волнуется на площадке, конечно же, больше опытного Виктора, и даже на похвалы нервно отвечает: "Ухожу в монастырь!" - "Рано еще, - отговаривает Сухоруков, - когда я запью, тогда вместе пойдем". Пока же все отправляются обедать. Еду в контейнерах привезли прямо во дворец, народ расположился кто где, по роскошным залам поплыл запах гуляша. Ну а у нас оказалось время немного поговорить.

К Виталию Вячеславовичу Мельникову, конечно же, главный вопрос: почему выбрал на роль императора Сухорукова? "Сразу пригласил Виктора, других претендентов не было, - говорит режиссер. - Он человек неординарный, и Павел тоже не из рядовых (улыбается). Очень часто оценивают Сухорукова как актера жанрового, комического, но я думаю, у него есть большой запас способностей и желания работать и перевернуть представление о себе и о Павле".

Виктор Павла обожает, прочел о нем все, что можно, знает историю царствования до мелочей. Говорит о своем персонаже: "Мой Павел". Виктор рассказывает, что когда снимали в Гатчине, к нему подошел кто-то из сотрудников дворца: "Хотите, я вам покажу церковь, где император молился?" Человек провел артиста в бывшую церковь и тактично оставил там одного. "Я прощения попросил у Павла Петровича, за то, что его изображаю. И в этот день особенно гладко все на съемках прошло. Мне кажется, в этом выразилось его благорасположение к нашей работе", - говорит Виктор.

Впрочем, в кино не может быть без проблем. "Кажется, нос пополз, - вдруг заволновался артист.- Когда его только натягивают, он у меня такой вздернутый, короткий, а проходит время - начинает опускаться". Сухоруков спешно отправился к гримерам за курносым носом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах