Примерное время чтения: 7 минут
100

Леди-бомж

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 06/11/2002

Самое лучшее время наступает для Лены поздним вечером, когда дети уснут, а она включит швейную машинку. Шитье всегда успокаивает. И думается хорошо. Она шьет и думает о своей жизни. Как случилось, что она, 35-летняя здоровая женщина с высшим образованием, осталась с тремя детьми без крыши над головой и ютится в социальном убежище Кризисного центра помощи женщинам? Ведь не пьет и пашет, как каторжная...

Московская модница

Лена родилась в маленьком городке Челябинской области. У родителей было 10 детей, она - 7-я. Ей казалось, что большая семья - спасение от одиночества, защита от сурового мира.

В школе Лена училась на одни пятерки и легко поступила в престижный Экономико-статистический институт в Москве. Тогда же пристрастилась к шитью.

- В Москве красивая шмотка - это все. Я там модницей была.

На юную модницу обратил внимание симпатичный питерский парень. Вспыхнула любовь. Получив вузовский диплом, Лена рванула на берега Невы - замуж.

Мужняя жена

Поначалу молодые жили хорошо, но их первый ребенок - девочка - родилась мертвой. После этого что-то в их отношениях надломилось. Вскоре появился на свет здоровый мальчик, но прежней гармонии уже не было. Муж стал раздражительным, грубым, начал где-то подолгу пропадать. Однажды сказал: "Лена, ты очень хороший человек, но я полюбил другую". Однако уходить к новой избраннице не собирался - хотел, чтобы ушла Лена. Разменять комнату в коммуналке было невозможно, и муж начал жену выживать. Пускал в ход кулаки, крушил вещи, посуду. Дойдя до полного отчаяния, Лена развелась с мужем, выписалась из Питера и поехала домой, на Урал, зализывать раны.

Но в провинциальном городке работы не было и денег не платили. От безнадеги народ злился и пил. В родительской "хрущобе" людей хватало и без Лены с сыном. Надо было как-то устраивать жизнь. И тут пришло письмо от подруги из Питера. Та писала, что стала бизнес-леди, возглавляет туристическую фирму, приглашала у нее работать, сулила хорошие заработки. Полная надежд, Лена отправилась в Питер начинать новую жизнь.

Бизнес-вумен

Подруга не обманула: у Лены появились и работа, и деньги, и жилье, правда съемное. Жизнь налаживалась. А тут еще наступила весна, и Лена влюбилась. Молодой человек был очень милым, говорил ласковые слова. Лето пролетело, как один сладкий миг. А потом посыпались несчастья. 17 августа грянул дефолт, турфирма легла на дно. Милый молодой человек уехал куда-то далеко. А Лена оказалась беременна.

- Не могла я делать аборт. Все ту, первую, мертвую девочку вспоминала и - не могла. Очень дочку хотела.

Квартирная хозяйка, узнав о беременности жилички, указала ей на дверь. Но вместо отчаяния Лена чувствовала удивительный подъем. Мысли о будущем ребенке придавали ей силы. Они с сыном поселились в пустующем офисе турфирмы. Там шел ремонт, стучали молотки и пахло краской. Этажом ниже располагалось агентство недвижимости, и Лена стала там работать. Дело пошло, появились неплохие заработки. В апреле 1999 года родилась Алина.

А у Лены как будто открылось второе дыхание. Ее дела резко двинулись в гору. Она вдруг почувствовала вкус к предпринимательству. Вскоре открыла собственное агентство недвижимости. Зарабатывать стала столько, что смогла снять отдельную квартиру, офис, да еще нанять няню для ребенка. Конечно, работала с утра до ночи, света божьего не видела.

- Мне казалось, что я одна живу на белом свете. Никому до меня нет дела, никто не поможет. Все - сама.

Может, и стала бы Лена преуспевающей бизнес-дамой. Но очень уж ей хотелось избавиться от этого глобального, космического одиночества. Короче, она опять влюбилась. Снова - свидания, поцелуи, надежды. И - беременность, которую не решилась прервать. Узнав, что станет папашей, галантный кавалер посоветовал сдать ребенка в приют.

- Конечно, третий ребенок - это слишком. Но я думала, что справлюсь, что потяну. Не рассчитала силы:

Любовные неудачи и беременность немедленно сказались на делах. Фирму пришлось закрыть, няню рассчитать, а из отдельной квартиры перебраться в коммуналку. 30 сентября 2001 года родилась Алиса, а через несколько дней хозяйка выгнала Лену из дома.

Бездомная

Лена как сейчас помнит тот день, 8 октября. Дул резкий ветер. Она катила коляску с младшими детьми, а рядом шагал 11-летний сын. Идти было некуда. Лена попробовала было заявиться к приятельнице. Та напоила чаем и сказала, пряча глаза: "Знаешь, приходи в другой раз. Муж сегодня не в духе".

- Подруг можно понять, у них маленькие квартиры, дети. Да и почему они должны мне помогать? Я ведь сама решила троих родить, никто не заставлял.

Пошла в милицию: хотела устроиться мыть полы за жилье. Там только пожали плечами: "Ничего не можем сделать". Но ей все-таки повезло: разговорилась с местной поломойкой, и та предложила им приют.

Уборщица жила в общежитии. Она выпивала и громко кашляла. Малышка скоро захворала и попала в больницу. Лена легла с ней, посадив старших детей в поезд и отправив к родным на Урал. После всех мытарств ей показалось, что они с маленькой Алисой попали в страну чудес. Чистота, тишина, внимательные врачи. Днем Лена уходила на заработки - торговала на рынке картошкой, вечерами помогала санитаркам ухаживать за больными, а потом до поздней ночи шила постельное белье. Она решила, что это теперь будет ее новый бизнес. Но все хорошее когда-то кончается: их выписали. Накупив подарков, Лена поехала в родной уральский городок. Но сразу поняла, что ее не ждали. Тогда отправилась к старшей сестре, в Башкирию. Зоя - мудрая женщина, что-нибудь посоветует. Как-то сестры сидели у телевизора и смотрели передачу про беспризорных детей.

- Я вдруг очень ясно поняла, в чем дело. Государство готово помогать тем детям, у которых нет родителей, или они пьют. А нормальная мать с детьми никому не нужна. Вот если бы я отдала их в дом ребенка, как мне много раз предлагали, о них бы позаботились.

Зоя посоветовала написать письмо Путину. Сочиняли долго. Получилось хорошо, душевно. Ответ Лену воодушевил - письмо направлено в Комитет по жилищной политике Петербурга. Началось хождение по инстанциям. В конце концов она оказалась с детьми в Кризисном центре помощи женщинам, где нашла не только убежище, но и реальную поддержку. С ней занимается психолог, внушая уверенность и оптимизм (она, правда, и так оптимист по натуре, но, как говорится, укатали сивку крутые горки). А главное, с помощью работников центра удалось сдвинуть с места жилищную проблему. Ей, в порядке исключения, выделили две комнаты в общежитии в Ломоносове, и она счастлива так, будто выиграла миллион. Правда, осталось решить вопрос с пропиской: пока еще Лена - бомж. Но она надеется на лучшее, ждет и шьет ночами простыни и полотенца.

- У меня все хорошо. Поняла, что все-таки живу среди людей. И дети со мной. Я не одна.

P.S. Кризисный центр помощи женщинам (тел. 373-06-73) - единственное в Питере государственное учреждение для взрослых, где есть социальное убежище. Сейчас в шести комнатах центра живут 17 человек, главным образом жены с детьми, спасающиеся от побоев мужей. Условия аховые: нет горячей воды, ванна почти развалилась. Тем не менее желающих укрыться там от житейских бурь масса. По правилам, срок проживания ограничен 2 месяцами. Но многим этого мало. Лена, к примеру, живет там уже полгода. По мнению и.о. директора центра Любови Брагиной, необходимо, чтобы город предоставил центру несколько комнат в семейных общежитиях, где можно было бы жить хотя бы полгода. Она мечтает, чтобы такие социальные учреждения с убежищем были в каждом районе. Кстати, в 5-миллионной Финляндии 40 кризисных центров для женщин. У каждого есть несколько квартир, где можно жить какое-то время. Хотя жилье в Хельсинки очень дорого, в случае необходимости муниципалитет обязан снять для женщины квартиру.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах