Примерное время чтения: 5 минут
112

...Только в печку не ставь!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 27/11/2002

Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Этот врунгелевский афоризм применим и к человеческим именам. Как дитятко наречете, так его и будут звать всю жизнь, да еще и присовокупляя к имени фамилию и отчество. Порой любящие родители, руководствуясь сиюминутной прихотью, называют чадо так, что от него даже в детском саду шарахаются. Вот недавно одного вполне русского мальчика назвали: Армагеддоном. Вероятно, в будущем такой Армагеддон Иванович будет иметь массу хлопот из-за своего прозвания.

Жертвы родительского произвола

По словам главного специалиста Управления ЗАГС Инны Пикиной, запретить использование того или иного имени или даже слова в качестве имени органы загса не могут. Они могут только провести беседу с родителями, но далеко не всегда те в состоянии воспринять разумный совет. Если завтра в загс явятся родители, желающие назвать ребенка Иисусом или Кришной, никто не сможет воспрепятствовать их желанию. Нет такого закона. Корректировке подлежат только ошибки в традиционных именах - например, не слишком грамотные родители хотят назвать девочку Крестиной, не подозревая, что это имя пишется по-другому.

Но даже мирная Кристина, не говоря уже об Армагеддонах и Валтасарах, подрастая, может почувствовать, что имя ей категорически не нравится. До 14 лет - т.е. в беспаспортном возрасте - ребенок должен уломать родителей разрешить сменить ему имя. Если родители согласны, они пишут заявление в органы опеки с просьбой переименовать чадо, ребенку выдают новое свидетельство о рождении, и уже на основании этого свидетельства выдается паспорт. Если вся история развернулась после получения паспорта, надо менять паспорт, но опять-таки с согласия родителей. А уж когда человеку стукнет 18 лет, он уже имеет право, никого не спросясь, поменять себе имя: пишется заявление, указывается веская причина, платится госпошлина (1 МРОТ) - и все, тебя зовут по-новому.

Переименованные заживо

Именем в органах загса считается вовсе не то, что мы подразумеваем в быту. Официальное имя состоит из трех частей: собственно имя, отчество и фамилия. И смена любой из этих составляющих называется "сменой имени" - это влечет за собой изменение во всех документах гражданина. Подсчитать, сколько собственно имен или фамилий сменили граждане, невозможно, хотя известно, что чаще всего меняют фамилию. Идет статистика только по статье "смена имени". Но и здесь выявляется любопытная тенденция: если в 1996 году имя поменяли 1738 человек, то в 2001 году - 3284 человек. То есть все больше народу переименовывается.

Инна Пикина полагает, что этому есть довольно простое объяснение. Увы, растет количество разводов, а при разводах бывает так, что супруги впопыхах оставили себе брачные фамилии, потом передумали. После смерти бывшего мужа жена вдруг желает себе вернуть добрачную фамилию - и это не редкость. Вторая причина - обмен паспортов: люди хотят иметь в новом документе другие данные, чего, вероятно, они не стали бы делать, если бы не подвернулся такой удачный повод. Третья причина - люди меняют отчества. Например, выросло целое поколение детей пап-азербайджанцев, которым в свое время присваивали отчество по азербайджанской традиции - например, Эльвира Мустафа-заде. Теперь дети, всю жизнь прожившие в Петербурге, особенно если мать не азербайджанка, хотят избавиться от приставки "заде". Той же Эльвире напишут в паспорте "Мустафаевна".

Что в имени тебе моем?

Но среди общей массы достаточно обоснованных смен имени бывают такие случаи, которые можно было бы назвать прихотью, если бы не упорное желание граждан переименоваться. Например, пожилая женщина по имени Светлана желает называться Валентиной. Оказывается, Светланой ее записали родители, а воспитывала бабушка, которая хотела, чтобы внучку звали Валечкой. Так она и жила: представлялась людям Валентиной Петровной, а паспорт протягивала на имя Светланы Петровны. И теперь она все-таки решила сменить имя, тем более что недавно крестилась - Валентиной.

По наблюдениям Инны Пикиной, собственно имя чаще всего меняют либо в 18-летнем возрасте, когда человек опьянен собственной "взрослостью", либо уже у пожилых людей, которые, как они говорят, хотят перед смертью привести все дела в порядок. Немалую роль тут сыграла и популярная в последнее время теория, что не всякому человеку всякое имя пойдет и что от правильно выбранного имени чуть ли не вся жизнь зависит. Люди вооружаются этой теорией и вдруг выясняют, что их родное имя - вовсе не их имя, а им надо бы другое. Но эфемерность этих воззрений, за которыми следует совершенно конкретная бюрократическая возня, отбивает охоту у многих любителей переименовываться. Вот носители неблагозвучных фамилий - это да. Трудно жить, если ты Гниломясов, Голопупов или Бесштанный! А уж если Попа или Дурак: Таких несчастных в загсе понимают: 1 МРОТ - и ты уже совсем другой человек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах