Примерное время чтения: 3 минуты
69

Золото и серебро питерских режиссеров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 18/12/2002

На канале "Культура" по понедельникам, дважды в месяц, теперь идут программы из цикла "Серебряный век петербургской режиссуры". Кому-то это покажется странным: то говорят - кризис, то - Серебряный век!

Однако, если сосчитать все награды, полученные "новой волной" петербургской театральной режиссуры за последние годы, - "Золотые маски" и "Софиты", не говоря уж об аплодисментах и косых взглядах столичных коллег, то сомнения придется отбросить. Наш театр живет в эпоху ренессанса, который можно именовать, если хочется, "Серебряным веком".

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно присмотреться к карьере режиссера, который стал ведущим цикла. Александр Галибин, бывший "Пашка-Америка", пришел в режиссуру меньше десяти лет назад. Вызвал гнев одних и восторг других знатоков первой же своей работой - спектаклем "Ла фюнф ин дер люфт" по пьесе Алексея Шипенко в Молодежном театре. Потом ураганом прошелся по нескольким сценам родного города - от Театра на Литейном до Мариинского. И возглавил: новосибирский молодежный театр "Глобус". В уходящем году, если верить роттердамским музыкальным критикам, блеснул постановкой "Страстей по Иоанну" Губайдулиной (по приглашению Валерия Гергиева в театре Луксор). А теперь его рвут на части МХАТ им. А. П. Чехова, где он должен ставить новую пьесу Михаила Угарова, и Александринка, куда его пригласили главным режиссером.

Галибин, однако, головокружениям от успеха не подвержен. Спокойно трудится в "Глобусе", только что выпустил, говорят, очень удачную премьеру - "Бульвар преступлений". И с удовольствием работает вместе с питерской телекомпанией "Человек" над новым телевизионным циклом.

Уже снято двадцать "серий". Вышли на экран интервью с Юрием Бутусовым и его спектакли "В ожидании Годо" и "Сторож". Бутусов, кстати, тоже стремительно набирает популярность. Из Театра Ленсовета его сманивают то в "Сатирикон", то в тот же табаковский МХАТ.

Вторым героем телецикла стал Андрей Могучий - режиссер совершенно иного направления, знаток уличного театра, самобытный последователь Славы Полунина. Телезрители увидели его в разных ипостасях - как автора камерной "Школы для дураков" и масштабного полотна "Орландо Фуриозо".

На подобных контрастах, похоже, и будет строиться "Серебряный век". Благо, у нас что ни режиссер, то яркая индивидуальность. Впереди встречи с Львом Додиным и Виктором Крамером, Григорием Козловым и Владиславом Пази, Семеном Спиваком и Евгением Козловым ("До-театр"), Анатолием Праудиным и Вадимом Фиссоном: И, конечно, спектакли. Причем не скучные записи сценических вариантов, а оригинальные телевизионные версии, снятые лучшими, опять же петербургскими кинооператорами. Камера не стоит на месте, спешит угнаться за всем, что происходит на сцене, вмешивается в события: Кажется, телевизионщики тоже хотят поучаствовать в театральном ренессансе. И у них это получается.

Были времена, когда театр и телевидение жить друг без друга не могли. Тогда на Ленинградском ТВ родился телевизионный театр, а ленинградские театральные артисты по вечерам "были вхожи" в каждый дом. Так же, как сегодня, к нам приходят без стука Дибров и Гордон, Познер и Парфенов.

Конечно, каналу "Культура" трудно тягаться с телезвездами ведущих телекомпаний, но если "Серебряному веку" повезет так же, как программе Михаила Швыдкого "Культурная революция", то, глядишь, он со временем выйдет и на канал "Россия". Или для этого кому-то из питерских режиссеров придется стать министром культуры?..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах