Примерное время чтения: 4 минуты
73

Питерский тромб в нефтяных сосудах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 18/10/2000

Бензиновая река течет издалека

По поводу событий весны 1999 года единого мнения так и нет. Глава Территориального управления по антимонопольной политике Олег Коломийченко уверен, что операторы рынка сговорились поднять цены, дабы извлечь высокие прибыли. Сами операторы твердо стоят на своем - был не сговор, а лишь объективные причины, которые вызвали дефицит и ажиотаж. За комментарием мы обратились к специалистам из исследовательского центра "Купол", тщательно отслеживающих события на местном рынке нефтепродуктов. По словам коммерческого директора "Купола" Игоря Снигиря, полтора года назад, из-за того что выросли оптовые цены на топливо, торговля по старым ценам стала едва ли не убыточным делом. К тому же возник дефицит бензина.

- Кто-то, может, и договаривался на предмет того, что "так дальше жить нельзя" и, волей-неволей, цены надо повышать.

По мнению Игоря Снигиря, петербургские проблемы - порождение ситуации в стране, наложенной на специфику городского рынка. Сегодня нефть выгоднее продавать за рубеж, и любой нормальный нефтяник больше будет работать на экспорт. Государство этому потакает - нефтедоллары нужны бюджету. В результате нефтеперерабатывающие заводы недополучают сырье. То есть бензина в стране меньше, чем нужно, да и цены на него растут. Петербургский топливный рынок между тем весьма чутко реагирует на происходящее в стране. Если раньше 50% всего бензина поставлял в город Киришский НПЗ, то теперь завод дает около 20%. Все остальное покупают "с колес", бензин в Питер везут со всей России. В отличие от других регионов, у нас рынок поделен между десятками различных фирм. Если, например, в Воронеже топливные дела контролирует Тюменская нефтяная компания, в Новгороде "Сургутнефтегаз", то там эти монополисты могут выставить на заправках более низкую цену, почти оптовую. То же и в Москве, где 60 процентов рынка контролирует Центральная топливная компания. Петербургских же операторов много, и все они покупают топливо на свободном рынке. Цены для них уже другие, а к ним еще транспортные расходы и прочее, и прочее. Вот и получается, что на общероссийский дефицит или повышение отпускных цен Петербург реагирует быстрее и ярче всех: некому тормозить цены, так как нет явного лидера или монополиста.

Ничего и не было?

Нынешняя осень очень показательна. Поднялись оптовые цены, стала заметна инфляция.

- Сегодня при оптовых покупках все продавцы требуют предоплату. Петербургские операторы, заплатив вперед, получили меньше бензина, чем рассчитывали, - говорит Игорь Снигирь. - Возник дефицит. В этой ситуации у торговцев бензином есть только два выхода: либо продать все по старой цене и остаться без бензина, либо поднять цены и притормозить спрос. Любая компания всегда предпочтет второе: замотанные колонки больше вредят репутации фирмы, чем дорогое топливо.

Так что, вроде, никакого кризиса и не было. Большинство заправок работало, а что касается цен, то все эксперты говорят, что сегодня нормальная цена 92-го бензина - треть доллара. Тот же "Купол" еще в августе утверждал, что ценник осенью поднимется до 9,5 рубля. Вот и поднялся, правда, как это обычно в Петербурге и бывает, резко, а потому неприятно для автомобилистов. Сегодня пик подорожания пройден. Вскоре цены слегка опустятся и замрут на время. Нестабильность, правда, сохранится до ноября. Связана она с тем, что с ноября правительство повышает пошлины для экспортеров нефти, а значит, до этого они будут стараться продать как можно больше на Запад, пусть и в ущерб внутреннему рынку. Потом и эта нестабильность исчезнет... до нового всплеска цен и дефицита, на что Петербург отреагирует первым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах