Примерное время чтения: 5 минут
115

Леонид Десятников: "Музыка никому ничего не должна"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2000

А вот в Петербурге музыку Десятникова, как, впрочем, и других современных композиторов, можно услышать редко. Тем больший интерес вызвал недавно прошедший в Малом зале Филармонии концерт. В первом отделении исполнялись циклы Шумана "Любовь поэта" и "Любовь и жизнь женщины" на слова Гейне и Шамиссо, во втором - "Любовь и жизнь поэта" Десятникова на слова Хармса и Олейникова. И вот во втором отделении разразился скандал: во время исполнения сатиры "Жук (рапсодия)" в зале громко и возмущенно выкрикнули: "А нет ли у вас другого репертуара?!" Среди публики возник переполох, но певец Марат Галиахметов и пианист Алексей Гориболь не дрогнули. Сидевший в зале композитор также сохранял олимпийское спокойствие.

- Я уже привык к таким выкрикам, произведение-то не в первый раз исполняется, - прокомментировал Леонид после концерта. - И выкрики были, и уходили в знак протеста. Эта естественная, почти животная реакция для автора иной раз дороже, чем цивилизованные аплодисменты.

- Я впервые присутствовала при скандале в Филармонии, и мне даже понравилось, ведь современная музыка и должна будоражить?

- Да нет, что вы, музыка абсолютно никому ничего не должна. Для меня "Любовь и жизнь поэта" - это уже почти классика (сочинение написано в 1989 году. - Е. П.), через 57 лет эту иронию, эту злободневность уже никто адекватно воспринимать не будет, останется, извините за выражение, чистая красота. Как у Шумана.

- На ваш взгляд, лучше, чтобы современная музыка исполнялась вместе с классической?

- Это в ХХ веке уже давно практикуется, ведь таким образом публика просто не имеет возможности упустить современную музыку. На Западе сплошь и рядом симфонические программы строятся так.

- На Западе современная музыка исполняется больше, чем у нас?

- Во-первых, сам "Запад" больше, во-вторых, это мощная, имеющая все права часть индустрии развлечений, в-третьих, народ чаще ходит на концерт, потому что меньше занят собственным выживанием. Современная музыка - неотъемлемая часть повседневной концертной жизни. Есть круг композиторов, которые у всех на устах, среди них, к слову сказать, много наших соотечественников, таких как София Губайдулина, Гия Канчели и живущие в нашем городе Галина Уствольская, Александр Кнайфель.

- А как вам, современному петербургскому композитору, живется? И в материальном отношении, и в творческом?

- В материальном неплохо, в творческом похуже. С возрастом (Леониду 45 лет. - Е. П.) сочинять становится все сложнее, при том что требовательность к себе возрастает, как и неуверенность. Видимо, надо тщательнее просить "высшие эшелоны", чтобы ниспослали вдохновенье.

- А как рождается музыка? Можете об этом рассказать?

- Вопрос не ко мне, я, увы, не в курсе...

- Тогда другой: вы пишете музыку по заказу?

- Да, так, знаете ли, ловко устроился в этой жизни, что в течение последних пяти лет практически ничего не пишу без заказа, причем получаю заказ не только в кино, но и на музыку, которую сочинил бы из удовольствия. Правда, не знаю, продолжал ли сочинять, если бы не надо было зарабатывать деньги. Это можно проверить только опытным путем (смеется).

- Вы ленивый человек?

- Я ленивый человек и поэтому очень много работаю. Если этого не происходит, плохо себя чувствую, даже физически.

- А как отдыхаете?

- Для того чтобы отдохнуть, нужно почувствовать себя усталым. Но если что-то получается, усталость дает удовлетворение. Никаких хобби у меня нет, но во время работы часто раскладываю пасьянс.

- Когда работаете для кино, бывают конфликты с режиссерами?

- Не припомню, я не конфликтный человек. Приступаю к сочинению, когда картина уже снята и вчерне смонтирована. Смотрю материал на видеокассете, нахожу эпизоды, в которых, с моей точки зрения, могла бы быть музыка, обсуждаю с режиссером, мы обговариваем также какие-то музыкальные темы.

- Знаю, что в прошлом сезоне в Большом зале Филармонии сорвалась премьера вашей симфонии, потому что хор не успел выучить. Вы и тогда не стали конфликтовать?

- У меня язык не поворачивается никого упрекать, потому что наша система существует таким патологическим образом, что платят копейки, а значит, никто ни за что не должен отвечать. Хор отказался петь, потому что нужно было поехать в Финляндию на концерт, заработать. У меня действительно ни к кому никаких претензий нет.

Сейчас планируется исполнение этой симфонии (она называется "Зима священная 1949 года") в Екатеринбурге, потом в Москве. В Петербурге такой возможности пока нет...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах