aif.ru counter
40

Маленькие шалости буфетчика Петруши

Новое тысячелетие петербургские театры приветствуют весьма своеобразно. Словно сговорившись, они решили отныне обходиться без самого необходимого. Кто-то без декораций. Кто-то без режиссеров. А есть и такие, кто без артистов справляется. Это в XX веке при постановке "Гамлета" надо было сначала найти артиста на роль принца датского, а берясь за "Ревизора", непременно искали Хлестакова. А теперь пусть-ка и публика напряжется, пофантазирует.

Кажется, именно этот принцип позволяет выпускать в "Балтийском доме" спектакль "Сирано де Бержерак" при отсутствии в труппе Сирано. К милому лицу артиста Воробьева гримеры приделали огромный нос (не из спектакля ли "Буратино"?), и отправился человек, выдающий себя за знаменитого гасконца, гулять по залу и сцене. Зрители сразу понимают, что этому парню не видать Роксаны, как своих ушей, и теряют к нему всякий интерес. Те, кто способен вспомнить, скажем, Депардье в этой роли, еще как-то усидят в креслах до антракта. А для остальных буфет - единственный выход. И он, признаться, не пустует. Как до, так и во время действия. Так что невольно заподозришь здесь козни буфетчиков, которые отбивают публику у артистов.

Вообще-то несколько Сирано в Петербурге есть. Да такие, что никакого грима не потребуется. Вот, скажем, известный всем Казанова - Александр Лыков, который и профилем, и характером вылитый Сирано. Других называть не станем. Зачем? Все равно нас не послушают.

Столичные театры все-таки понимают, зачем нужны артисты. И позволяют Олегу Меньшикову играть все, что придет ему на ум. Хоть Чацкого, хоть поваренную книгу. И дерут за билеты такие деньги, что у зрителя порой не остается лишнего рубля на буфет. Вот это подход! Значит, все-таки можно как-то обыграть воспетого еще Грибоедовым буфетчика Петрушу?..

В Питере артисты уровня Меньшикова толпами слоняются по улицам. Иногда снимаются в кино или рекламе. На сцену их выпускают реже. Некоторые режиссеры предлагают звездам самим искать деньги у спонсоров, а если найдут, то они, режиссеры (среди которых нет ни одного Питера Брука), так и быть, займут артистов в своих спектаклях. Поставят какую-нибудь давно устаревшую бродвейскую пьеску или что-нибудь из отечественного "секонд-хэнда". Осчастливят, но так, будто хозяин соседнего ресторана пообещал солидный куш за то, чтобы зрители побыстрее утомились искусством, да и сбежали из театра к нему на ужин. Однако это уже из области критических фантазий: ни одному ресторатору в голову не придет брать в расчет театральную публику - после плохого спектакля и аппетит плохой. В лучшем случае зрители способны сожрать с потрохами авторов плохого спектакля. Так что если в финале кроме жидких аплодисментов раздается крик: "Автора!", постановщику лучше не горячиться. Могут и побить.

Любимцы публики тем временем соглашаются на сомнительные предложения антреприз. Играют птушкинские (не путать с пушкинскими) слезливые мелодрамы или незатейливые комедии типа "Ужина с дураком" (вот уж где конфликт с буфетом достигает наивысшего накала!). А отчего ж не соглашаться, например, Зинаиде Шарко или Нине Усатовой, которые в родном БДТ годами не играют ничего нового? Все призы на кинофестивалях - их, а что до ролей...

Зрители между тем не устают интересоваться у театральных кассиров: "А в каком спектакле Скляр играет? Есть билеты на спектакль с участием Светина? А Светлана Крючкова разве в БДТ больше не работает?"

Есть, конечно, отдельные очаги культуры, где на первом плане сцена, а не буфет. Например, театрик "Приют комедианта". Там-то вы точно найдете настоящих звезд, причем участвующих не в коммерческих проектах, а в полноценных нехалтурных спектаклях. Здесь играют Зинаида Шарко и Лариса Малеванная, Ольга Антонова и Ефим Каменецкий, Вера Карпова и Андрей Краско, ди-джей Олег Алмазов и Виктор Бычков (да-да, тот самый, из "Национальных особенностей..."). Сюда и режиссеры идут первостатейные, и художники с репутацией "очень дорогих". Однако и у "Приюта" есть проблема: перерытая Садовая. По вечерам здесь хоть кино о блокаде Ленинграда снимай. До метро идти всего-то ничего, но скользко и страшно.

Так что на всякий факт искусства найдется свой контраргумент. Конечно, зрителю приятней пройтись по чистой и светлой Малой Садовой, выпить там чашечку кофе, затем посмотреть спектакль в театре над Елисеевским, а после быстренько нырнуть в метро... Однако, как показывает опыт, настоящие театралы выбирают все-таки не комфорт, а искусство. Помнится, и про БДТ говорили, что он слишком далеко от метро, но при Товстоногове никого это не отпугивало. Потом, правда, там появились "Гамлеты" без Гамлетов... Впрочем, могу утешить поклонников этого театра: на прославленной сцене появилась "Федра" с настоящей Федрой. Проверить - легко!

Смотрите также:





Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Может ли татуировка помешать устройству на работу?
  2. Где должна храниться медкарта?
  3. Кто сколько сейчас получает в Петербурге?