Примерное время чтения: 4 минуты
71

"Экзамен - не праздник, а средство поступления, профессор!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 14/02/2001

Хорошо, что...

Как считает Наталья Роговцева, начальник Управления общего и дополнительного образования, плюс ЕГЭ заключается в том, что ребенок из региона, где до сих пор о плодах цивилизации знают лишь понаслышке, сможет проверить себя и в случае успеха (если он наберет достаточное количество баллов) оказаться в престижном столичном университете. Есть надежда, что одаренные дети будут иметь шанс не зависеть от того, учились ли они в элитарной школе и заплатил ли папа экзаменатору. Давайте понадеемся, что снизить количество баллов за действительно отличный ответ будет не так просто. А чем больше баллов - тем больше шансов поступить куда хочешь и с меньшими финансовыми затратами.

По мнению директора Центра тестирования, кандидата психологических наук Павла Яничева, тест имеет массу преимуществ перед обычным экзаменом. "Грамотный тест позволяет оценить знания по всему предмету. Тут не важно, повезло или не повезло с билетом. Исключена тенденциозность со стороны преподавателя. Реакция экзаменатора ведь может быть спонтанной - ну, не понравился ему абитуриент, не так сидит, не так смотрит. Психологически ситуация более комфортная". Действительно, вечный экзаменационный мандраж, как говорится, не способствует. Помните: "Экзамен для меня - всегда праздник, профессор!" Но праздновать лучше по завершении.

Однако тест тесту рознь. Уже объявлен конкурс для разработчиков этих материалов, хотя нетрудно догадаться, кто его выиграет. До сих пор тесты, которые использовались в Петербурге, присылались из Москвы. И далеко не все отвечали необходимым требованиям. Например, тест по литературе, которым заменяли в некоторых школах сочинение, поражал даже неискушенных родителей. Запомнился вопрос: "В каком порядке посещал Чичиков помещиков?"

И только тест по обществознанию был составлен петербургскими преподавателями и признан очень удачным. Однако есть опасения, что тесты для ЕГЭ родятся лишь в кулуарах столичных институтов.

Плохо, что...

Представьте, как миллионы выпускников по всей Руси одновременно засядут за тест: Провести единовременное тестирование по пяти предметам и проверку результатов всех выпускников-абитуриентов довольно сложно. Необходима четкая организация процесса плюс компьютеризация всей России (а до нее далековато).

Еще один минус - дети, набравшие достаточное количество баллов, не отправятся все, как один, "в инженеры". Они себе придумают что-нибудь более заманчивое и модное. Претендентов скорее всего окажется больше, чем способен принять тот или иной престижный факультет. Факультет начнет капризничать и: устраивать свой конкурс. А государственные денежки распределятся крайне неравномерно. У юридического факультета денег будет много-много, а у химического - ноль целых ноль десятых.

Представители элитарных вузов тем не менее тоже против этой системы, так как привыкли иметь дело не с простыми детишками из глубинки, а с победителями олимпиад (в сопровождении озабоченных судьбой чад родителей), и считают, что только сами вузы способны определить уровень подготовки очередного победителя. Не отдадим ни пяди родной вузовской земли! Ни копейки родительских денег!

Зря, конечно, они так волнуются. Кардинально коррупцию выкорчевать не удастся. "Никакая техника тут не поможет, - считает Павел Яничев. - Уж если в банковские системы можно проникнуть, то что говорить об экзаменах:"

Однако сколько бы мы ни сомневались по поводу очередных федеральных педагогических изысков, ясно одно: так, как раньше, жить нельзя. Низы не хотят, а верхи еще не против, но уже задумываются. Теневые деньги (назовем как угодно - взятка, спонсорский взнос, плата за репетиторство) давно сформировали темную, как ночь, систему приема в вузы. А уж если что-то менять, то нелишне посмотреть на Запад, где тест давно стал привычным и основополагающим орудием. Не пытки, а определения уровня знаний.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах