Примерное время чтения: 10 минут
121

У Олейникова со Стояновым роман с перерывом на лето

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 20/06/2001

Меня всегда удивляло, что самая веселая передача отечественного телевидения "Городок" делается в не самом веселом городе. Впрочем, может, у мрачного образа Петербурга сгущены краски? На недавней встрече Олейникова и Стоянова со зрителями яблоку негде было упасть, смеялись так, что чуть со стульев не падали. Причем актеры работали вдвоем, без помощи подтанцовывающих и подпевающих. Декораций никаких, более того, на сцене, как в Филармонии - рояль. Еще перед концертом Илья наигрывал на нем потрясающие мелодии, что-то мурлыкая под нос.

"Мужикальная история"

- Илья, знаю, что консерваторию не заканчивали, но играете, как заправский профессионал. А что это за музыка?

- Консерваторию? Да я вообще нот не знаю! А музыка моя - пишу мюзикл.

- Не зная нот?

- Но я же слышу. Сочиняю на фортепиано, к которому присоединен компьютер. Мы с Юрой совпадаем по всем параметрам, ни он, ни я не знаем музыкальной грамоты, но постоянно пытаемся что-то выдумать эдакое. Он на гитаре сыграет так, что увидите - зал на уши встанет. Не просто три аккорда, а испанское фламенко. О мюзикле не буду ничего рассказывать, потому что плохая примета. В основе - притча, но это совершенно оригинальная история с немножко библейским оттенком.

- Ни с того ни с сего начали писать?

- Мы, когда последний раз были с Юрой в Америке, в свободное время шастали по всяким злачным местам, я там мюзиклы посмотрел и пришел в жуткий восторг. Это потрясающее зрелище, по высшему классу. Приехал на родину и понял, что из меня что-то начинает выливаться. Но совершенно не мог понять, что же. Оказалось - мюзикл. По первости сочинять было тяжело и драматично, а потом вошел в раж. Мы уже ездили в Москву, забивали "сваи" под постановку, но я не ограничиваю себя сроками: "Ребята, дайте возможность дописать это дело до конца".

Юрий до начала спектакля долго настраивал со звукооператором электрогитару. Придирчиво вслушивался в каждый звук, ну прямо Гергиев. Что-то не ладилось, и когда звукооператор пытался свалить вину на несовершенство гитары, возмутился: "Да она стоит больше, чем все оборудование в этом зале".

- Юрий, зачем такой дорогущий инструмент?

- Есть такая поговорка: "Не имей Амати, а умей играти". Но я предпочитаю и то и другое. Хотя в детстве не приняли в музыкальную школу - был зажатым ребенком, не сумел точно воспроизвести нотки. Но меня с детства учили, что все нужно уметь делать хорошо.

Ужасы нашего городка

- Илья, меня просили задать вопрос от "простого" человека: почему в ресторане на Конюшенной, который носит имя "Городок", так дорого?

- (Растерянно) Мы к этому ресторану никакого отношения не имеем, просто дали свое название, исходя из того, что будем приводить туда друзей. Храним там реликвии, дорогие сердцу вещи - реквизит, фотографии, афиши, подарки. Ну не дома же все это складывать! А так приходим и попадаем, как к себе. Но, правда, когда видишь посетителей, которые берут в руки меню и начинают изучать цены, понимаешь, что если к "Городку" это имеет отношение, то только к ужасам. Шютка.

- Есть еще один нелицеприятный вопрос, но теперь от "эстетов". Задам его Юрию: вы разве не чувствуете, что некоторые сюжеты пошловаты?

- Наш жанр - это эквилибристика, балансирование между пошлым и пикантным, и мне кажется, нам удается оставаться все-таки на уровне пикантности. Но если чей-то высокий вкус говорит, что это "фэ", отвечу так: это народная передача, она немножко площадная, скоморошистая, клоунская, а иногда бывает и грустная, и лирическая.

Усы и женщины

- Илья, есть интимный вопрос вам - не мешают ли карьере усы? Если бы не они, тоже могли бы играть женщин и детей.

- Как могут усы мешать! Зубы же человеку не мешают, или уши. Это часть моей головы, причем, скажем так - абсолютно привычная, без которой представить себя не могу. Как-то в порядке эксперимента хотел сбрить, потому что забыл, как выгляжу без усов, и стало интересно, во что морда превратилась. Но последовал категорический запрет со стороны жены, и даже угроза выгнать из дома.

Что касается ролей - детей бы я точно не играл, потому что это был бы или очень пожилой ребенок, или сильно выросший лилипут. Женщин, наверное, играл бы, но не так хорошо, как Стоянов, - он ведь блистательный характерный артист, который может все, как актер, разумеется. В каждой женщине умудряется находить что-то новое. Вообще-то сыграть женщину очень просто, но одну. А вот разных...

- Юрий очень гордится своими ножками...

-У него действительно красивые ноги. Только заканчиваются несколько по-другому, чем у женщин.

Академики в форме

- Илья, вы такой подтянутый, стройный. Поделитесь секретами, как держите себя в форме.

- Да в какой форме! Вот Стоянов все время борется с весом. И все время проигрывает. При этом, когда видит, что распухает, пытается признаки распухания обнаружить и во мне. Стоит мне поправиться хоть на полкилограмма, укоряет: "Ты же похож на кабана, не может быть двух кабанов в одной передаче!" Я ему прощаю, потому что понимаю, что это он от бессилия. Иногда начинает кампанию борьбы с хлебом, но она, как правило, длится от завтрака до обеда.

- Юрий, на концерте вы острили: "Дорогие зрители, не подходите к Олейникову со словами благодарности: мол, спасибо, вы наш любимый артист Панкратов-Черный". Зато я увидела, как ваши поклонники прорвались за кулисы и мучили вас просьбами сфотографироваться и дать автограф. Они вас не достали?

- Со стороны, может, и выглядит как "доставание", но на самом деле это и есть популярность, важнейшая составляющая профессии. Артист - это профессия, о которой мечтают с детства, я надеюсь. Не верю в такую "случайную историю": мол, шел в технический вуз, встретил друга, забрел в театральный, и так, на ход ноги, поступил: Это я все к тому, что когда мечтаешь, то и о популярности тоже. Другое дело, формы проявления любви к "народной передаче" бывают фривольными, нас воспринимают как членов семьи или соседей по коммуналке: Но все равно это от хорошего отношения. Мешает только одно - трудно быть неузнанным, а в этой профессии ты должен быть любознателен, коллекционировать людские характеры, жизнь. Если узнали - это мешает. Хотя я свою внешность меняю легко, достаточно очков и кепки.

И.О.: - От поклонников большая польза. Вот сейчас были в Москве, президент Академии наук Емельянов на приеме, правда он был немного подшофе, признался, что нас обожает. "Тогда присвойте звание академиков", - цинично сказал я. "Это без разговоров". - "Мне желательно математических наук, потому что по математике всегда была единица". Наобещал. Вот будет сюрприз моей учительнице, если жива, конечно.

Отдых

И.О.: - Как буду отдыхать? Сложный вопрос, потому что, когда возникает пауза и я понимаю, что мне нечего делать, то совершенно выбиваюсь из колеи. Ну, поедем с женой к приятелям в Испанию, которые покинули родину десять лет назад, и что обидно - прекрасно себя там чувствуют. Но главное - буду дописывать мюзикл.

Ю.С.: - А я буду дописывать "Городок", то есть заниматься главным и любимым делом моей жизни. (Юрий Стоянов не только актер, но и режиссер-постановщик программы. - Е.П.) Весь июнь нужно монтировать и снимать передачу. С одним из наших авторов Владимиром Трухниным спланировали отпуск так, чтобы написать как можно больше сценариев для нового телевизионного сезона. Жизнь связана с работой, и наступление лета означает лишь то, что наконец-то в кадре вместо серого неба появятся облака, надоело на компьютере их подрисовывать. Наконец-то выстроим сочетание зеленого и голубого, словом, лето - это возможность дать качественную натурную картинку.

- Получается, что в Питере делать веселую передачу неимоверно трудно еще из-за климата?

- Конечно. Например, скрытой камерой тяжело работать, когда люди бегут под дождем, ежатся от холода, спешат, у них плохое настроение. И в то же время Питер - это потрясающая декорация.

- В сознании зрителей "городки" - не разлей вода. А надо хотя бы на время расставаться?

И.О.: - Конечно. Это похоже на то, когда находишься в браке много лет, видишь одно и то же лицо. И каким бы любимым оно ни было, хочется отвлечься. Зато после разлуки понимаешь, что чувство еще больше окрепло. Так и у нас со Стояновым - роман с перерывом на лето.

- Изменилось ли что-то в вашей жизни с присвоением звания "народных"?

Ю.С.: - Надеюсь, фосфора у меня в голове хватает все адекватно воспринимать, я в своем одесском детстве много рыбы съел, и сейчас это положительно сказывается. Мне лично похвала противопоказана, не потому что такой скромный, а слишком хорошо знаю свою психофизику. Есть люди, которым нельзя есть сахар, у них диабет, а есть, которых нельзя хвалить, это их выбивает.

- Вы - народная передача, и значит, должны отражать жизнь народа. По-моему, люди стали жить лучше, хотя и жалуются. А по-вашему?

Ю.С.: - Из моих друзей ни один не стал жить хуже, все - лучше, а все равно жалуются. Хотя, конечно, есть огромное число человеческих трагедий, несчастья, бедности. Я все время испытывал дикий комплекс: трудно назвать себя счастливым при таком количестве несчастливых. Потом подумал: а может быть, наоборот, надо быть счастливым, давать положительный пример того, что можно не воровать, быть человеком наемного труда и все-таки добиться успеха. Все, что получено в этой жизни, получено честно, работой, потом и кровью. Пытаюсь от комплексов вины избавиться, но не получается.

Анекдоты о женщинах, привезенные "городками" из Израиля.

N 1. Встречаются два очень пожилых еврея.

- Ты знаешь, я женился.

- Поздравляю. На ком?

- На русской.

- ???

- Да жены все время охают, все у них болит, все им не нравится, а русскую не так жалко.

N 2, который на самом деле мог бы быть продолжением первого.

Встречаются два очень пожилых еврея, начинают рассуждать:

- Жениться надо только на еврейках.

- ???

- Потому что они лучше за могилками ухаживают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах