Примерное время чтения: 6 минут
141

Культурный слой - это то, что под нами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 22/08/2001

Праздники археологов немедленно становятся общекультурными: вот нашли золото Тувы - сразу шикарная выставка, счастливые музейные работники, млеющие посетители. Нашли бронзовую печать генерал-адмирала Апраксина и прочие вещи из его дворца - тоже сенсация для музейного мира. Но чтобы найти жемчужину, археологам приходится перекапывать громадные кучи мусора - и это их будни, с лопатой, носилками и пакетиками для находок. Одно из традиционных мест для поисков "жемчужин" - средневековый Выборг.

История, закатанная в асфальт

В тот год, когда Санкт-Петербургу исполнится 300 лет, у Выборга будет свой маленький праздник - 600-летие статуса города. Тогда в Европе было строго: только по специальному указу монарха поселение имело право именоваться городом со всеми вытекающими правами и обязанностями.

В исторической части Выборга где ни копни - обязательно что-то найдешь. Только вот большая часть территории застроена, заасфальтирована, рыться там как-то не с руки. Между прочим, это беда западноевропейских городов: ну нет руин, под которыми можно было бы покопаться в культурном слое. То-то западные археологи едут к нам - то в Новгород, то в Псков, а то и в Выборг.

В Выборге есть даже стройплощадки на месте исторического города, где строительство как бы запрещено, но, вероятно, разрешено, если очень хорошо попросить. Вот и наш раскоп находится не в произвольном месте, а в нескольких метрах от вяло строящегося жилого дома из красного кирпича. Уже третий год Выборгское строительное общество "приглашает физических и юридических лиц без посредников в долевое строительство квартир в доме на ул. Сторожевой башни" - такие объявления постоянно дают местные газеты. Физические и юридические лица не торопятся, поэтому строительство ведется медленно - на радость археологам.

Археологи-спасатели

Сотрудник Департамента охраны памятников Ленинградской области по Выборгскому и Приозерскому районам выборжец Виктор Дмитриев узнал о строительстве нового дома случайно. Старый дом напротив строящегося, памятник архитектуры, стоном стонал от новоявленных застройщиков: пока те забуривались в гранит, все окрестные здания ходуном ходили. Со слов жильцов, почему-то все работы велись в основном ночью. Дмитриев прибежал, глядь - котлован здоровенный посреди территории исторического средневекового города. Стал подступать к застройщику: кто позволил? А тот ему бумагу какую-то кажет, подписанную бывшим руководством Выборга, и говорит, что ныне покойный выборгский наиглавнейший археолог г-н Тюленев якобы сказал: "Строй! Нет тут ничего полезного для науки!"

Дмитриев стал будоражить Институт археологии РАН, те прилетели: "Куда хоть грунт из котлована девали?" А застройщик того и знать не желает. Тогда Выборгская археологическая экспедиция под руководством Александра Саксы и под неусыпным наблюдением Виктора Дмитриева стала срочно рыть раскопы рядом со строящимся зданием - ведь когда у застройщика появятся деньги, он и там котлованов понаделает, а так хоть что-то можно спасти.

Между прочим, не один вышеупомянутый застройщик поступает так с культурным слоем: община катакомбных христиан, получив каким-то непонятным способом в аренду Ратушную башню (это рядом с раскопом Саксы), стала рыть вокруг свои молельни, а землю с бесценными, может быть, сокровищами - на помойку. Эта башня, единственная уцелевшая из двенадцати крепостных башен, памятник федерального значения, теперь будет служить катакомбному делу, вероятно, столь необходимому для народа.

До XV века - всего три метра вглубь

По сравнению с Питером, широко растекшимся по болоту, Выборг - город маленький. Но только по занимаемой площади. Если рыть вглубь, то он большой и древний. Александр Сакса показывает на дно раскопа:

- Мы сейчас в XV веке. Это остатки улицы возле крепостной стены, которая здесь проходила примерно в районе нынешней улицы Титова. Мы предполагаем, что именно на этом месте находилась башня Святого Андреаса, взорванная в 1495 году шведским комендантом Выборга Платте с помощью чудодейственного зелья, когда город осадили русские.

Как утверждают современники, Кнут Платте был колдуном и варил свои адские смеси чуть ли не из лягушачьих лапок. Ну как такому зелью было не взорваться. Осаждающие в панике бежали, башня частично устояла, а Выборг довольно долгое время рисовали на картах с неизменным изображением взрыва - вот как подействовало на граждан оборонительное мастерство коменданта.

Спасенная история - вот она, на дне раскопа, увы, с собой это не унесешь и в музее не выставишь. Конечно, можно оставить все как есть и водить сюда туристов - они очень интересуются. Особенно финны и шведы, поскольку средневековый Выборг - это сначала их история, а потом уже наша. Застройщик даже забеспокоился: к археологам ходят гораздо чаще, чем к нему. Подумав, он распорядился прибрать территорию, чтобы важные гости не месили грязь, и никому не забывал напоминать, что раскоп - это явление временное, и вообще XV век - темнота и невежество, а вот его дом - образец XXI века.

Чисто мели в средневековье...

Но если раскоп - дело временное, что дальше? Дальше, повыбрав из него все сдвигаемые с места находки, его надо засыпать. Предметы, которые археологи нашли в раскопе, к сожалению, занимают только один картонный ящик. Очень скупы были местные жители в XV веке: только две серебряных монетки, остальное - медь, только одна пуговица, пол-башмака из телячьей кожи, битая посуда, курительные трубки, еще кое-какая мелочь. Как говорит опытная археологиня из Новгорода Лариса Корчагина, в русских городах на таком объеме на грузовик накопали бы. А тут - все как выметено. Теряли только те предметы, которые были дешевы - например, поплавки для сетей из сосновой коры. Даже ядер только пара штук, пуль чуть-чуть - видимо, мирное было время. И один странный, очень узкий нож - скорее всего, хирургический.

Все это добро будет отправлено на консервацию в Петербург - потому что выставлять его в таком виде невозможно. Потом, вероятно, осядет в Выборгском музее, который находится в замке. К сожалению, музей, десятилетиями существующий без финансирования извне, вынужден крутиться своими силами, поэтому основное внимание уделяется отнюдь не археологической экспозиции, которая, со слов ученых, практически не обновлялась 20 лет, а игрищам и празднествам типа "кучи-малы" вокруг замка, и это гордо именуют "рыцарским турниром". Туристы же, приходящие в замок, не слишком интересуются скучной, с их точки зрения, экспозицией, а только и делают, что лезут на башню.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах